Восстановить подлинную историю Анны Карениной, словно живущей среди нас, восстановить, используя суммы пустот, оставленные Толстым, системы взаимосвязей, проявленные в романе, и суммы мелочей, которые под линзами кропотливого исследователя, оказываются вовсе и не мелочами.
Павел Басинский, живя литературой, пишет о ней, как о другой реальности: материалы берутся из жизни, но книги не о ней своеобразно: они скорее – попытка расшифровать цель человека, или – повествуют о точке прибытия, куда должен забросить поезд жизни…
Басинский пишет крепко и таинственно, лучами собственного интереса освещая те фрагменты книг, которые могли бы остаться в темноте для читателей, не столь искушённых, но желающих – познать больше об искусстве чтения, не говоря о возможностях, предлагаемых литературой.
В «Подлинной истории Анны Карениной» Басинский создаёт своеобычный глобальный путеводитель по роману: насыщенный и тщательно наполненный, исключающий равнодушие, как таковое.
Толстовский побег из рая изучается многопланово: и то, что рай просто видимость, никакого, по сути, не было, остаётся за бортом словесной перенасыщенности.
Комплексно исследуется Толстой: с мучительностью своих, часто исключающих друг друга, размышлений, с отношениями с церковью, где вера столь велика, что с обыденностью ортодоксальной иерархии смириться невозможно; с отношениями в семье, часто тоже мучительными; и с бесконечным порывом вверх: вектор зовёт, себя не открывая.
Интересна многоплановость Басинского: так, исследовав жизнь девушки, проживший недолгою жизнь, он создаёт…нехудожественный роман, специфическую смесь документалистики с детективом.
«Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой».
Она была найдена мёртвой – бедная Лиза; смерть, пришедшая не то в образе убийства, или суицида, стала фактом, скрывающим тайну.
Объёмные дневники, раскрывающие карты судьбы: с несколькими идентичностями – купеческая дочь, автор статьи о женском вопросе, девушка, готовая бросить вызов многим пустым традиционностям, внучка бабушек, для которых чрезвычайно важна обрядовая сторона православия…
Жизнь её развернётся: Басинский, тщательно восстанавливая оную, показывает, насколько любой человек – герой литературы: становящейся реальнее реальности, и несущей в себе столько подоплёк, что одна идентичность для человека уже невозможна.
Мощно вибрирует книга «Святой против Льва…»: технология восстановления биографии разработана Басинским особо – эмоционально подходит к восстановлению былых жизней, пусть столь ярко вписанных в пространство истории, что, казалось бы, всё известно.
Путь к выводам Басинский показывает… почти математически: прежде, чем огласить оные.
Сопротивление двух.
Двух, настолько влиявших на действительность, что она не могла не меняться.
Быт восстанавливается детально.
Ленточки юмора перехватывают иные моменты.
Обстоятельность письма.
Басинский пишет свою литературу – о литературе, истории, истории мысли, и делает это с тою мерой яркости, что не обманет подлинностью своей.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик