Где Артур Шницлер – со своими венскими фантазиями, а где Нью-Йорк девяностых…почти уже нулевых годов? Но Стэнли Кубрик резко заинтересовался ходами некогда популярного австрийского писателя, чувствуя в них биение вечности, протекающее по проводам современности: с её усложнёнными ощущениями, и извечным делением на богатых и бедных. Великолепие фильма «С широко закрытыми глазами» завораживает…

Всё пышно, всё чрезвычайно, всё пронизано элитностью: от вальса Шостаковича, под который начинается фильм: вальса, подразумевающего бал, который – в свою очередь — подразумевает аристократию, то есть элитность…

Название фильма знаково: мы живём наощупь, часто не подозревая следующего шага, и тем более — не зная последствий оного…

Широко закрытые глаза – есть  невозможность осознать больших процентов феномена жизни: если вообще попробовать исчислить на сколько процентов она понятна, запутаешься, как Круз в отношениях со своей тогдашней женой Кидман…

(После фильма они, кажется, развелись – нагрузка его психологическая ужасна.).

Она ужасна – и роскошь визуального ряда словно призвана несколько смягчить её.

Она ужасна – подоплёкой: осознанием того, что люди, в чьих руках деньги и власть, служат силе, которая противоречит человеку: всему лучшему в нём: силе, противостоящей световой мудрости Бога.

Ведь действо, показанное во дворце, на которое, став жертвой праздного своего любопытства, попадает герой, исполняемый Томом Крузом, абсолютно понятно: и роскошь дворца, где творится оно, словно доказывает, что тьма покровительствует богатству.

И власти, как это ни страшно: ибо две эти штуки настолько переплетаются всеми волокнами, что не разорвать их никогда.

…эстетика фильма необыкновенна: здесь явь, как будто показанная через зыбкую янтарную плёнку; превалирующие тона – золотистый и зелёный, хотя и тьмы довольно, что логично.

Отдают ли отношения героев фрейдизмом?

Весь фильм пропитан раствором физиологии: сильным, тягучим, каким-то…паскудным: настолько, что вспоминается описание одного из слоёв мироздания, сделанное Даниилом Андреевым: Дуггур, где всё вообще построено на разнообразие совокуплений; и насколько, читая Андреева, сомневаешься в данных им картинах, настолько, погружаясь в недра фильма, веришь в существование этого слоя.

В недрах фильмах, сделанного так, что в него можно войти, как в дверь,  — всё физиологично.

Никакой световой вертикали.

Фильм страшен и этим: богатство словно закрывает путь подъёма вверх.

Страшен ещё и ощущением: власть богатых настолько незыблемы, распущенна и чудовищна, что ничто не может её поколебать: здесь, на земле…

…фильм струится, перетекая из кадра в кадр, он завораживает суммами оных, он предлагает осознать то, что требует таких изменений социальности, что революция 17 года покажется просто репетицией оных…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here