Ко Дню космонавтики

Русский провидец, поэт космоса Константин Циолковский утверждал, что оный космос абсолютно счастлив: не имея возможности проверить это, человек, тем не менее, вступил в новую эру взаимоотношений с глобальным пространством  12 апреля 1961 года…

1

Юрий Гагарин – из плазмы народной, из гущи русского человеческого разлива (или альтернативного космоса), покорил человечество не только результатом полёта, но и открытостью улыбки, которой позавидовали бы знаменитые кинозвёзды.

Разумеется, покорение космоса – звучит избыточно по отношению к человеческим возможностям; однако, жажда прорыва, томившая человека на протяжение веков, была отчасти удовлетворена.

Полётом грезили всегда, всегда мечтали о преодолении земного тяготения, и вот – свершилось: ракета уходит в пределы столь же мало изученные, сколь манящие, и первый космонавт, свершив запланированное, возвращается на землю триумфатором человеческой мысли и воли.

Открывается новая эра, и развитие внутри неё происходит в повышенной интенсивностью: с такой, что уже новые космонавты не вызывают буйного людского восторга, порождённого полётом Гагарина.

Космос становится ближе.

Проверить счастлив ли он, как утверждал Циолковский, возможности так и не открылось, но свершённое заставило смотреть на мир иначе, расширив пределы мировосприятия людей, и щедро пополняя общечеловеческую копилку знаний.

2

«Покорение космоса» звучит избыточно, учитывая человеческую малость (помноженную, увы, на гордыню) в сравнение с пространством, тем не менее, вряд ли возможно отрицать, что именно прорывы в области космонавтики превосходят – во многом – суммарные достижения во множестве других областей, демонстрируя, что мысль человека, позволившая создавать космические аппараты, столь же грандиозна, сколь и не имеет права замыкаться на земном.

Довольно обширный ныне отряд космических путешественников держится на двух китах: первом человеке, поднявшемся в космос, и первом, вышедшим в открытую бездну (оставим в стороне рассуждения Циолковского о том, что космос абсолютно счастлив, и весь пронизан белым золотом драгоценных лучений).

Конечно, с точки зрения человека он адекватен бездне; конечно, первый, шагнувший туда, навсегда вписан в драгоценные архивы лучшего, что было в человечестве.

Алексей Леонов…

Его жизнь шла из дебрей народных, из самых низов; его жизнь была трудна – вероятно, именно для того, чтобы полнее раскрылись его возможности и дарования.

Леонов проявлял их разнообразно: в школе у него открылся художественный талант, юноша предполагал учиться в художественной академии в Риге, но не имел возможности жить в чудном, старинном городе.

По комсомольскому набору, Леонов окончил военную авиационную школу лётчиков, а через несколько лет после завершения учёбы в Чугуевском военно-авиационном училище, был зачислен в первый отряд советских космонавтов.

Вероятно, сумма личных качеств Леонова сложила схему дальнейшей его судьбы, ибо понятие «судьба» так и остаётся не расшифрованным в человеческом обиходе: не подлежит приручению, и не демонстрирует открыто свой норов: так, или иначе, именно Алексей Леонов в 1965 году, проявляя мужество, переходящее границы обыденности, выходит в открытый космос.

Нештатная ситуация, когда раздувшийся скафандр мешал его возвращению на корабль, не смогла сломить великий акт мужества и духовной воли: полёт завершился успешно.

История человечества формируется многими событиями, и чрезвычайно многими людьми, и то, что имена определённых героев уже не исторгнуть из хранилищ былого, свидетельствует о лучшем, к чему способен человек.

И Алексей Леонов – сияющий пример этого.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

 

Справка «Отчего края»:

В коллажах – портреты Константина Циолковского, Юрия Гагарина и Алексея Леонова.

Картина «Падение Икара» — художник Питер Брейгель Старший.

Кадр из фильма «Солярис» — режиссер Андрей Тарковский.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here