Эпически рокочут, зажигаясь воспоминаниями, склоняя к формулам выводов стихи Евгения Рейна, которыми открывается поэтический раздел журнала «Отчий край» — последний номер года…

Запомни день — второе сентября,

Холодный свет на подмосковной даче.

И то, что ты, судьбу благодаря,

Его провёл вот так, а не иначе.

Был долог путь и «Красною стрелой»

В ночь разделён на долгие отрезки,

Где бушевал разболтанный прибой,

Бесстыдно задирая занавески…

Мир предметный дан у Рейна с раблезианским размахом, сочностью и смаком, когда никакая из соблазнительных подробностей мира не должна быть потеряна, но все они организуют неповторимые гирлянды бытия.

Разнообразие московского размаха концентрируется у Сергея Алиханова своеобразием пристрастий:

Люблю Москву я вдоль путей трамвайных,

Москву ларьков, заборов, тупичков,

Церквушек замкнутых и скверов беспечальных,

И домиков пришибленных, случайных,

И тихих, затаившихся дворов.

В такси по городу роскошно я шныряю.

Но вот в трамвай какой-нибудь сажусь

И переулки первооткрываю…

Онтологическое обаяние стихов Алиханова завораживает, словно постепенно вовлекая в мистерию, организуемую поэтом.

Метафизика поэзии подлежит определению: и Валерий Белянский, используя образы жёсткие, но верные, словно выводит вектор бытования поэтического слова:

Когда поэзии терновник

Венцом впивается на лбу,

Не важно: дворник иль чиновник, —

Не перелицевать судьбу.

Глядят с форзацевых портретов

И любомудр, и сумасброд,

И те, кто служит в кабинетах,

И те, кто улицы метёт.

Человеческий космос бурлит плазмой за открытыми лицами стихов…

…постижение собственного мира возможно через разные ракурсы яви: и эротическое звучание строк Натальи Сырцовой связано прежде всего именно с напряжением-натяжением постижения себя в конкретике данности:

Одиночество, и ночь, и снег, и жизнь,

Подрифмовка будет неуместна.

Я была любовницей, кажись,

Никогда — любимою невестой…

Не смотри на тело при Луне,

Призрачно становится и голо:

Мы лежим на Божьей простыне

И собачий утоляем голод.

Своеобразие и космос шахтёрской судьбы — лабиринты подземного труда — раскрываются в созвучиях Дмитрия Филиппенко: раскрываются, играя той мерой преодоления, которая и позволяет сложить судьбу:

Я вглядываюсь снова в темноту

И солнцем не напьюсь…

Судьба шахтёра.

Когда-нибудь на пенсию уйду,

И станет шахта для меня Матёрой…

Дмитрий Мурзин образными кадрами строк представляет положение, утверждающее, что человечество — единый организм, и, хоть люди редко так способны чувствовать, именно огонь стихов может помочь в этом ощущение глобальности:

Вяло сигарету разминаю.

Не курю. И не прошу огня.

Будто бы не знал — но вспоминаю

Тех, кто жил на свете до меня.

Как они здесь сеяли-пахали,

Как бывали здесь навеселе.

Как они наивно представляли

Всё, что будет после на земле.

Мистические фантазии Алексея Шихалёва вспыхивают лёгкими облачными сгустками:

У Бога за столом

Мы собрались вчера.

Среди старинных книг,

В небесном кабинете.

Часы считали дни.

Камин горел едва.

А в облачном саду

Гулял осенний ветер.

Хорошо…

Легко и славно вьются строки, словно преодолевая права смерти…

Боль, определяющая иные строки Олега Мраморнова, отличается той силой подлинности, которая заставляет вслушиваться в рокотание стихов:

Неужто столь бездарно жили мы,

что заслужили дьявольский осколок…

Что до моей ближайшей стороны —

её не тронул беспрерывный морок.

Вот выглянуло солнце, смолкнул гул,

и луч косой задел траву газона,

и изумрудной зеленью блеснул

весенний сад под хмарью небосклона.

Номер журнала плотно представляет рудоносную жилу современного поэтического слова, и разные ракурсы её способствуют душевному росту и неравнодушным оборотам работы чуткого читательского сердца.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here