К 860-летию «Песни о Роланде»
…Миниатюра Жана Фуке: с праздничным зелёным цветом и прелестью покрова травы, и смертью рыцарей в золотистых доспехах, простёртых на зелёном…
Золото на зелени, кровь на злате; а как шумела подлинная битва, мы, данники разной степени последовавшей современности, не представим; битва в Ронсевальском ущелье, какой посвящена величественная «Песнь о Роланде»…
Карл возвышается – Карл на коне, ведущий войска– и поход в мавританскую Испанию успешен, ибо всё давалось Карлу, ибо Бог с ним –по крайней мере так считают рыцари.
Город за городом падают в пространственную копилку Карла; кроме Сарагосы, где царь Марсилий остаётся силён, и сарацины, представленные язычниками, собирают совет у него.
Послы?
Они отправятся к Карлу, что не увенчается успехом.
Заговоры будут плестись тугим орнаментом, но героика, пронизывающая Песнь, куда важнее, ибо:
Позор тому, о бегстве кто подумал.
Мы встретим все врага лицом к лицу.
(Пер. А. Сиповича)
Великолепие средневековой миниатюры связано с особым истолкованием пространства и необычностью цветов, которыми исполняется, перспектива условна; рыцари на конях ростом равны иным постройкам, очевидно, из камня; ощущение игрушечности жизни завораживает.
Жизни – но битва всегда будет всерьёз: как всерьёз относится к делу Роланд – воплощение героики.
Впрочем, повествование неспешно, ведь времени много, чтобы поведать миру о совершенных деяниях:
Державный Карл, наш славный император,
Семь долгих лет в Испании сражался,
И до моря вся горная страна
В его руках; сдалися Карлу замки,
Разбиты башни, грады покорились,
И стены их рассыпались во прах.
Лишь не взял Карл Великий Сарагосы,
Что на горе стояла: царь Марсилий
Владеет ею; в Бога он не верит, —
Он Аполлину служит, Мухаммеду, —
Но близок час погибели его.– Аой
(пер. де ла Барта)
Так и будет длится всё: трепещут стяги на ветру, ленивы, копья попадают в цель, и какой звук издавал меч, ударяясь в щит, представят только участники.
Роланд погибнет.
Все погибнут, навечно впечатанные в поэму; вот – пред битвой при Гастингсе, исторический факт, исполняются отрывки из «Песни о Роланде» для вдохновения бойцов.
Они верны вектору храбрости и чести.
Они верны патриотическому долгу – как понимали тогда.
Величественна поступь поэмы, иначе бы ей не покорились века.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик