Памяти Леонида Утёсова

Веселы ребята, горазды на всякие проделки: и под погребальное действо закамуфлировать репетицию, и «репу», как говорят артисты, устроить такую, что обхохочешься: мол, «Мы…рете-пете-рировали…» Леонид Утёсов был знаковой фигурой: и для кино тоже – без «Весёлых ребят» с их гэгами, шутками, разнообразием киношных «фокусов» историю советского кинематографа не представить никак.

Он одессит, конечно; отец Утёсова – мелкий коммерсант, и шум акаций, и Ланжерон, и всё одесское впиталось Утёсовым: яркое, весёлое, как солнечные зайки на ступенях чудовищной лестницы, по которой надо не подниматься, а втаскивать себя.

Он учился в частном коммерческом училище, откуда был отчислен: по версии самого Утёсова за то, что вымазал мелом и чернилами одеяния учителя закона Божьего – в отместку…

В отместку за что – осталось неизвестным.

Параллельно учился играть на скрипке: что характерно для мальчика из одесско-еврейской семьи.

С выбором псевдонима, когда одесский артист Ефим Скавронский пригласил Утёсова в миниатюру, были проблемы: надо же как-то красиво называться!

Скалов?

Горский?

Горин?

Все такие были уже в Одессе: чего в ней только не было.

И появился – Утёсов: вскоре ставший известным всей стране.

До революции Утёсов играл в разных театрах миниатюр: может быть, набирая опыта, а может, ещё не расшифровав подлинности собственного призвания.

…драматические, буффонно-комические роли, гимнастические номера: чего только Утёсов не исполнял; впрочем, был первым чтецом ряда произведений Бабеля, Зощенко, Багрицкого.

В конце 20-х ездил с дочерью в Париж, где активное посещение кабаре вызывало восторги, но и – учило…

Джаз-оркестр Утёсова получил статус Государственного – и выступления его сопровождал феноменальный успех.

К первой его книге написал предисловие И. Бабель.

С началом войны оркестр подготовил программу «Гадам нет пощады»; много выступали на фронте, поднимая дух бойцов и просто радуя их…

Гастроли продолжаются и после войны.

Всё продолжается – голос Утёсова звучит: искренне, нежно, грустно, задумчиво.

Он звучит песнями, чья популярность зашкаливала, городскими романсами, русифицированными западными шлягерами, советскими лирическими перлами…

Утёсова ни с кем не спутаешь – что бы ни пел.

И. Дунаевский, хоть и не состоял постоянно в оркестре, передавал для исполнения множество своих мелодий; совместно с В. Лебедевым-Кумачом, Н. Эрдманом и В. Массом было создано комическое обозрение – «Джаз на повороте»…

Игра продолжалась.

Утёсов всегда был окружён замечательными людьми…

Песенный джаз – как окрестили критики его стиль – был известен всей стране; простоватый и душевный, Утёсов дарил людям радость – а что может быть щедрее?

И ценность такого дара не теряет значения с годами.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here