5 мая, на 83-м году жизни, ушел известный российский музыкант, много лет руководивший оркестром Волгоградского музыкального театра в качестве главного дирижера, заслуженный деятель искусств России, Человек года-2007 Вадим Николаевич Венедиктов. Кажется, совсем недавно, 7 декабря 2017 года Волгоград отмечал его 80-летие, в театре с аншлагом прошел его юбилейный бенефис «Мюзикл-шоу», где он дирижировал… Теперь это уже история.
Будущий дирижер родился в Кировограде Свердловской области, рос в Казани. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, потом музыкальное училище по фортепиано и фаготу. Казанскую консерваторию он окончил как фаготист, руководил эстрадным квартетом, играл в симфоническом оркестре. Но все-таки характер взял свое, и молодой музыкант окончил еще одно отделение консерватории — оперно-симфоническое дирижирование.
Самостоятельную дирижерскую карьеру он начал в симфоническом оркестре Омской филармонии, и уже через год его пригласили главным дирижером в музыкальный театр Марийской республики. В Йошкар-Оле он познакомился с композитором Андреем Эшпаем, исполнял много его музыки, первым поставил как дирижер его мюзикл «Любить воспрещается». После премьеры Венедиктова пригласил в Москву Борис Покровский поставить этот нашумевший спектакль в его Камерном музыкальном театре, но история любви в некоем государстве, где все запрещено, испугала идеологический отдел ЦК партии, и постановку запретили.
В 1989 году Вадима Венедиктова пригласили главным дирижером в Волгоградский театр музыкальной комедии. И уже в 1990-м он показал премьеру оперы «Травиата» Верди. Виолетту пела Татьяна Тесля, Альфреда — Эльдар Маградзе, Жермона — Валентин Вжесинский. До революции в Царицыне существовал оперный театр «Конкордия», созданный купцом первой гильдии, певцом и меценатом Владимиром Миллером. И вот почти восемьдесят лет спустя опера вернулась на сцену Царицына — Волгограда.
Венедиктов хотел, чтобы Волгоградская музкомедия обрела более высокий статус музыкального театра, что позволило бы ставить оперы и балеты, исполнять симфоническую музыку. Но коллектив знаменитой Сталинградской оперетты не был готов к подобному перевороту, и Венедиктов ушел в Волгоградский симфонический оркестр.
Однако «призрак оперы» не оставлял его. Он сумел увлечь оперной идеей главного дирижера Волгоградского симфонического оркестра Эдуарда Серова, и в конце 1992 года на сцене Центрального концертного зала начались репетиции будущей Волгоградской оперной антрепризы. Дело было новое для города и велось на чистом энтузиазме. Первая премьера состоялась в Центральном концертном зале в феврале 1993 года — это была «Чио-Чио-сан» Пуччини. Поставил спектакль известный российский режиссер Валерий Раку, дирижером-постановщиком был Венедиктов. С этого исторического момента Царицын — Волгоград снова стал оперным городом.
В первом сезоне в антрепризе были поставлены еще два спектакля — «Фиалка Монмартра» Кальмана и «Иоланта» Чайковского. Театр работал на контрактной основе, на сцену выходили и волгоградские певцы, и приглашенные солисты из Москвы, Петербурга и других городов страны. Потом Венедиктов ставил «Тоску», «Евгения Онегина», «Кармен», «Паяцев», «Севильского цирюльника», «Сельскую честь», монооперу «Человеческий голос», с ним работали известные режиссеры Валерий Раку, Вадим Милков и Владимир Курочкин, в его спектаклях пели Грайр Ханеданьян, Леонид Сметанников и другие ведущие солисты оперных театров страны. После проведенного в 1995 году фестиваля «Оперные звезды России в Волгограде» в антрепризу потоком пошли заявки от певцов из России, Украины, Грузии — такова была слава нового театра.
В 1999 году Вадиму Николаевичу пришлось оставить свое детище, но фундамент, им заложенный, оказался долговечным. Сейчас оперное дело Вадима Венедиктова уже стало стационарным театром «Царицынская опера», имеющим собственный дом (бывший ДК им. Ленина), свой симфонический оркестр и, как это принято во всем мире, предоставляющим свою сцену для блистательных гастролеров.
А Волгоградская музкомедия все-таки получила статус музыкального театра, как того хотел Венедиктов. Потом он вернулся туда как дирижер, а позже — как художественный руководитель. При Венедиктове в театре состоялось первое исполнение оперы Б. Синкина «Амок», были поставлены балет А. Петрова «Сотворение мира» и опера С. Рахманинова «Алеко», вернулись «Травиата» и «Любовный напиток». Активным действующим лицом стал и симфонический оркестр театра, исполнявший в аранжировке Венедиктова популярную классическую и легкую музыку. По инициативе Венедиктова был создан также молодежный оркестр «Солисты Волгограда».
Венедиктов всегда был гастролирующим дирижером, которому аплодировали в Казани и Саратове, Италии и Южной Корее. Но его сердце принадлежало опере, и в истории оперного искусства Царицына — Волгограда имена Владимира Миллера и Вадима Венедиктова навечно будут стоять рядом.
Татьяна Данилова,
член Союза театральных деятелей России
Печально… Статья помогла ещё раз светло вспомнить замечательного человека, известного дирижера, мастера своего дела.
Послужил маэстро во имя Культуры и Просвещения! Какая невосполнимая потеря! Очень жаль. Но имя Вадима Николаевича всегда будет окутано ореолом наших воспоминаний о прекрасных мгновениях, проведенных в Музыкальном театре.