ПЕРЕЧИТЫВАЯ И.С. ТУРГЕНЕВА

Просмотры 73

Как бы отнёсся Тургенев к западной экранизации «Первой любви» с Доминик Санда в образе Зинаиды: великолепной Доминик, словно скрывающей в лукавых уголках губ код женственности?

Тургенев всегда изображает начало любви – зарождение, шорох волнения, сминающий душу, медовое томление, восторг первых касаний.

Изобразить супругов после двадцати лет, не то четверти века совместной жизни?

Было б верхом пошлости, не говоря о скуке, износе чувств, выработке человеческого ресурса, способного любить…

На заднем плане множества вещей Тургенево слышится «Утро туманное…»

«…Седое, нивы печальные» – всё в сущности печально, человек, живущий в постоянном настоящем, не замечает, как отваливается период за периодом его бытования на земле, а настоящее всё длится, длится, пока не втянет в себя смерть.

Он боялся смерти – Тургенев?

Героиня «Живых мощей», поразительного рассказа, ждёт её, как высокой сладости, как запредельного брака, открывающего такие перспективы, что не снились изболевшемуся, истончённому телу.

Плясунья, красавица Лукерья, насладившаяся всем, теперь – как это ни криво звучит – наслаждается болезнью, уходя в сладость предчувствий.

Пока Базаров, стремящийся переустроить мир по-своему, не представляет, на каком волоске подвешена она, жизнь.

Химик нужнее поэта?

О да, кто бы спорил.

Читать вообще надо только для развития своего внутреннего состава – но что он такое?

Не выяснить – следствие ли работы мозга и правильного функционирования жидкостей тела?

Или они – есть рабочий механизм души, чтение для которой – возможность роста?

В том числе – эстетического.

Тургенев эстетичен, почти предельно; стиль его – математически-выверенный, травный, предельно живописный, близок к понятию совершенство, которое также не определить, как душа.

Базаров резок.

Его конфликт с поколением отцов логичен: всегда такой, на разном историческом антураже только, а так… всегда.

Снова прозвучит «Утро туманное…» — Базарова больше не будет, и – он будет всегда, такова альтернативная явь —  литература: умершие в ней остаются жить.

Как Полонез – Дмитрий Рудин, сражавшийся храбро, растворившийся в борьбе, убитый…

Тургенев любил красавиц.

Красавица Елена Николаевна с малолетства отличается доброй душой и мечтательностью; Инсаров смугл и страстен, живёт идеей освобождения Родины.

Достаточной идеей, чтоб заразить Елену: после сложно изогнутых путей след её теряется: мол, видели в качестве сестры милосердия с болгарским войском.

Ей бы пошло.

Шутя, Мария Полозова рушит судьбу Дмитрия: накатят «Вешние воды», не оставив никому шанса.

Млечный, будет литься, питая, язык.

Завораживая своей симметрией.

Своеобразной архитектурностью.

Поражая многим.

Романы Тургенева многослойны, как образы его: вскройте пласт нежности в Базарове, коснитесь страхов Инсарова…

Тургенев отчасти сентиментален.

Он плакал, вероятно, слушая романсы.

Он горд, сентиментален, аристократичен, организован сложнее своих романов, в которые вложил столько себя – но не целиком: сие невозможно ни для кого.

Какая-то часть должна умереть, чтобы, возникнув в иных пространствах, включиться в запредельное творчество.

      Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…