Огненная жизнь его: если судить по К. Гуцкову, отлившему свой драматургический образ из живой плазмы бытия… Подлинный Дакоста?…есть картина, где изображён он, пожилой, с юным Спинозой, ещё едва ли догадывающимся о своём предназначении.
В семье марранов, принявших в своё время католицизм – ради избавления от гонений – родился Дакоста; отец его – торговец и сборщик налогов – воспитывал Дакосту в предельной строгости католической веры: любое отступление считалось серьёзным нарушением. Не закончив образования – что связано было со смертью отца, и нюансами тогдашнего бытования в конкретике места, тем не менее, Дакоста получает должность казначея при церкви, принимая одновременно начальную степень посвящения в духовный сан. Однако семья его решает вернуться к корням, обратиться к предмету и духу иудаизма, и бежит в Амстердам, чтобы присоединиться к уже существующей там общине португальских евреев – достаточно крупный…Волнующийся человеческий массив.
…Представления Дакосты об иудаизме, выработавшиеся во время чтения Ветхого завета, сильно расходятся с практикой бытования на земле; выпущенная им книга «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» вызывает скандал, его подвергают остракизму. Изгойство: преследуют со всех сторон: как рьяно и дико показано у Гуцкова; не выдерживая оков одиночества, Дакоста начинает искать примирения.
Взгляды его считаются еретическими, женитьба не может состояться, родня отворачивается от него – цепь спаяна крепко. Дакоста отрекается от своих воззрений; традиционные тридцать девять ударов плетью принимает его тело.
Сломлен.
В своей автобиографии на ортодоксальный иудаизм надает серьёзно.
Финал и вовсе дан в тонах воспаления: подстерегает фанатика-родственника и стреляет в него, промахнувшись, убивает себя…
Учение, разрабатываемое им, не было особенно сложным: он утверждал, что изощрённой обрядовостью и формализмом – сухим, как хворост, наследие Моисея искажено, а доктрина о бессмертие и загробной жизни никак не вытекает из Библии. Религии рассматривал, как людские изобретения: не слишком высокого качества.
Этические принципы полагал вытекающими из человеческой природы, от обрядности следует отказаться, поскольку она ведёт к лицемерию и тупости. Он был вольнодумцем. Возможно – первым: Нового времени, и именно он предшествовал Спинозе и вдохновлял его…
Ярок образ его: сгоревшего ради мыслей своих.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик