К 160-летию со дня рождения Александра Константиновича Глазунова
Примыкая, имея в виду особенности стилистики, к «Новой русской школе» музыкальной композиции, А. Глазунов культивирует, давая им собственное толкование, европейские классические музыкальные формы – такое смешение благотворно: многое в наследии Глазунова играет яркими огнями.
Он был блестящим оркестровщиком.
Точность и тонкость отделки завораживала: каждый звук словно помещён в единственно верную ячейку целостности ювелиром.
Лиризм тонок, как медленно расходящиеся летние сумерки.
Гармония!
Именно она, выпущенная на свет сиятельной античностью, влекла композитора: соразмерность частей, подчинённая целостности единого, и лучевая просвеченность произведений…
Монотематизм, которым пронизана необычная вторая симфония, заставляет ощущать нечто необыкновенное, заложенное в ней, посвящённой Листу, которому была близка подобная манера.
Балет на музыку Шопена: ставшая знаменитой «Шопениана» существует благодаря точнейшим часовым механизмам оркестровок Глазунова.
…Потомственный дворянин Глазунов происходил из семьи книгоиздателей, с детства познав атмосферу интеллектуальной насыщенности и благородного отношения к искусству.
Вернее – искусствам: ибо всё взаимосвязано, и Глазунов своими произведениями, вызывающими множественные ассоциации, подтверждает это.
Он дружил с Чайковским.
Творческие провалы, приступы депрессии сменялись необыкновенными подъёмами: в один из таких Глазунов пишет три симфонии и балет «Раймонда», прочно вошедший в театральные репертуары.
Рыцарская легенда о любви: и нежная, и суровая одновременно: и краски музыки сверкают, как таинственные перья мистической жар-птицы…
30 лет Глазунов преподавал в Консерватории.
Поначалу он принял новь 17 года: особые отношения сложились у него с Луначарским – переписка длилась и ветвилась…
Однако, выехав на международный конкурс в Вену, Глазунов в СССР не вернулся.
Музыка его продолжает сиять и ветвиться, тонко играя темами печалей и радостей, омывая души, способствуя их росту…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик




