Моя однокурсница по Литу Наталья Барышникова выпустила три свои новые книги. Мне посчастливилось стать одной из первых читательниц.  Признаюсь, ночь взахлёб погружалась в поэтический мир Наташи, в котором органично соседствуют темы любви, войны, смерти. Но, на мой взгляд, главенствует тема семьи. Прочитала и не удержалась — по горячим следам делюсь ощущениями.

Надо сказать, чьи угодно стихи я в своем воображении худо-бедно могу еще «препарировать», но только не стихи Натальи Барышниковой. Поскольку знаю ее уже очень много лет и никак не могу понять, как в этой хрупкой, нежной, уютной, трогательной женщине, которая обожает выращивать домашние цветы и печь пироги, живет такой мощный, непостижимый дар поэта… Для меня стихи Натальи Барышниковой настоящая магия… А разрушать магию это кощунство…

К тому же, Наталья Барышникова известный и признанный всеми поэт. Любимая и ценимая земляками-волгоградцами, Наталья по достоинству оценена и литературными кругами Москвы. Не раз бывая на ее творческих вечерах, наблюдала, с каким упоением слушает ее молодежь, и с каким трепетом руководители литературных вечеров ждут и встречают этого поэта.

Забегая вперед, скажу, «препарировать» магию я не смогла, сколько ни пыталась вникнуть в суть происходящего на страницах…

Передо мной три книги… Отрывки из них я слышала не раз, поскольку вечера Натальи старалась не пропускать. Кстати, при «отрывочном» знакомстве с этими книгами, всегда возникал вопрос, почему они названы именно так? как рождается название книги? И вот настал час «ИКС», когда ответы должны были быть найдены.

Не раз замечала, что книги меня находят сами, в нужный момент, когда я готова их воспринять. С этими книгами произошла та же история, как я теперь понимаю. Именно в момент собственных рассуждений и воспоминаний о своей семье, ко мне пришла серия книг Натальи, серия — посвященная ее семье.

Но книг было три! Какую выбрать первой?! И, не смотря на очень качественное и мастерское оформление книг «Домашний кит» и «Соты», рука потянулась к голубенькой книжице с Гербом незабвенного Советского Союза, где мы с Натальей были рождены… Такая книжица была почти у каждого в СССР… Помните фразу из фильма, произнесенную Володей Шараповым: «Сберкнижку мне! Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем…» Вот и мне захотелось взять Сберкнижку в руки, чтоб воспоминания о советском детстве согрели душу.

Все мы родом из детства… Это фраза Экзюпери стала крылатой и потеряла изначальное авторство… К пониманию этого факта каждый из нас приходит однажды и это враз меняет картину нашего мира… Казалось бы, мимолетные детские воспоминания, а именно они хранят ключевые моменты жизни. Книга «Сберкнижка» посвящена бабушке Натальи по маминой линии, содержит три раздела: «Первоначальный вклад», «Волгоградский капитал», «Московский счет»… Едва прикоснулась к «Первоначальному вкладу», защемило в груди…

 Впереди благодатные дни,

 Гонят волны по Волге весну.

 Мы с тобой долго в доме одни,

 Долгожданно отходим ко сну.

Обе мы с берегов Волги… И это, как выяснилось, накладывает свой отпечаток. Великая русская река несет в себе память веков, и столько мелодий и историй можно «выудить» в ее беспокойном течении, что хватит на всех.

Достану бабушкино платье довоенное,

 Военное и послевоенное.

 Оно и в радости, и в горе откровенное –

 Надеждой бесконечно пленное.

 Жаль, ясным днем. Как и в неделю непогожую.

 Мне не пройти в нем улицею спешною.

 Я с детства выбирала ткань, похожую

 На жизнь жестокую и неизбежную.

А мне мамина мама, бабушка Настя (когда уже не было в живых моей мамы и не жила я с бабушкой, а приезжала на каникулы) достала мамино платье, не помню для какой даты пошитое (возможно выпускное, а может одно единственное на все значимые события), хранимое ею, передала мне как наследство… Но я уродилась не в мамину родню, а в отцовскую, широкой кости. Платье не подошло мне. Но этот трогательный момент передачи наследства остался в памяти…

А вот стихотворение, посвященное брату Сергею Барышникову:

Выпито за полночь млечное зло.

Высохли слезы у звездного зверя.

Он улыбался, как будто не веря,

Но уже зная, что нам повезло.

Был ли суров к нам взыскующий град?

Вечно ли счастье полета мирского?

С нами уже не случится такого

Долгого неба, мой каторжный брат.

Связь сестры с братом это нечто особенное, тонкое и трогательное, иная связь, совсем непохожая на связь с родителями.

Или вот:

Мне нравится это время –

Убогое и золотое,

Когда из вины и боли

Выходят хлеб и вино.

А помнишь – зима, и детство,

И яблоко налитое.

И бабушкины упреки,

Забытые мной давно.

Я понимаю, что пропускаю стихи через призму своих ощущений, и у каждого они будут свои при прочтении книги. Но цитирую те стихи, цепочка которых вдруг приоткрыла мне тайну, сакральный смысл «Сберкнижки»:

Так было с кем-то, так однажды в праздник

Казались шепотом молитв слова любые.

Одежд предсмертных не стесняясь красных,

Ложилась зрячая листва в леса слепые.

Так будет с кем-то: шепот без умолку,

Предзимний листопад, в ложбинах иней

И два озябших, два смиренных волка

С глазами напоследок голубыми.

И вот то, которое ударило меня током…

Большое видится в астрале,

И берег кажется пологим.

Ночные автомагистрали

Продолжат наши диалоги.

А реки так. В них даже дважды

Не окунешься. Околеешь.

Не утолишь житейской жажды.

И время не преодолеешь.

Фраза «большое видится в астрале» сверкнула перед глазами как молния. Это словно взгляд с высоты на озаренный вспышкой молнии город. Выпуклым становится все, что значимо, и все значимое связано светящимися голографическими нитями. Имеет Наталья дар отстраниться от житейской суеты, отчуждая пространство и время, «выйти в астрал», из которого видна сущность каждого и суть всего происходящего. Это практически невозможно передать словами! Для кого угодно, но не для Натальи. Если до прочтения «Сберкнижки» перед глазами был образ той самой тоненькой, голубой сберегательной книжки, куда откладывали деньги с рождения до 18-тилетия детей, на свадьбу или на черный день… То сейчас передо мной магическая книга тайн сокровенных уголков души и сердца, которую открываешь на ночь и возвращаешься в прошлое… Сберегательная книга отчаянно-острых, щемящих моментов взаимосвязи с родными и близкими:

Ночь бредет за мной вислоухим псом,

Сомкнутая пасть молодит глаза,

Где сгоревший страх смерти невесом

И немых крестов лесополоса.

Так ли уж давно был приручен зверь –

Сахарная кость, придорожный вой?

Нам покажет всем прошлое на дверь,

И не защитит плач предсмертный твой.

Книга посвящена бабушке… В моем понимании, с бабушкой ассоциируются более домашние образы: янтарный мед, восковые свечи… (То, чем повеяло от книги «Соты»). Но недаром книга посвящена не просто бабушке, а «Маме моей мамы, Гусаковой Наталии Германовне»… Если я всегда говорю, что во мне отцовский стержень, то в Наталье основы и стержень заложены воспитанием и влиянием бабушки…

«Первоначальный вклад» перерос в «Московский счет» посредством накопленного «Волгоградского капитала»…

Книга «Соты»…

Очень впечатляющая и отображающая содержание книги обложка… Лейтмотив оформления обложки и страниц книги — сетка из шестигранников… Соты… Ячейки… Символ ячейки общества – семьи… Соты — это воск, из которого делаются церковные свечи… Соты – это исцеляющий мед и вечерние чаепития…  Мед – это медовый месяц со своим жизненным продолжением и Медовый Спас…

«Всего-то, всего-то.

А жили прилично –

То камерно очень,

То очень публично»

(из эпиграфа)

Да вот, собственно говоря, в этих строчках и смысл всей книги… Здесь нет необходимости для меня что-то цитировать и проводить параллели, поскольку эта книга о той семье, которую сотворила сама Наталья. Все мы родом из детства, но проживаем собственноручно сложенную жизнь.

Я бы так обозначила главное ощущение от прочтения книги. Переворачивая страницы, на каждой встречала серые шестигранники, соты. После прочтения стихотворения на этой странице, соты словно материализовались, наполнялись янтарным медом, солнечным светом и пряным ароматом восковых церковных свечей.

Да, здесь сама неповторимая Наташа… Стихи о семье, дочери и теплые воспоминания из своего детства.

И наконец, насмотревшись на голографические картинки прошлого, перемазанная сладким медом, подплываю к книге «Домашний кит».

Посвящение гласит: «Отцу моей мамы Гусакову Михаилу Гордеевичу»…

Не жить, а на виду у света

Творить библейские обряды,

Не замечая орден деда

Твердить три главные молитвы,

Просить прощенья и свободы

И находить штыки и бритвы

Там, где когда-то были воды.

……………………………………………..

Воркуют ангелы-солдаты.

И не клянут судьбы дырявой

Их прародители. Иною

Они проходят год кровавый

Вневременною стороною.

Книга содержит четыре раздела: «Когда придет вода», «На улице детства», «Необжитые комнаты» и повесть «Фрэдина-вредина». Вся книга несет некое такое мужское начало. Помню, как Наталья рассказывала про эту книгу, точнее, про деда, которому она посвящена… И сохранилась ассоциация: кит — «большой» и «добрый».

В книге более обширно представлено творчество Натальи Барышниковой. Темы, звучащие в предыдущих книгах, «Сберкнижка» и «Соты», также представлены и в этой книге. Лейтмотив детских воспоминаний неизменно сопровождает любую подборку стихов. Нет настоящего без прошлого.

Но вот особенностью этой книги можно назвать именно мужественность применительно к самой Наталье. Земля, на которой мы родились и выросли, формирует нас, и мы навсегда остаемся ее частью. В прошлом году я на себе ощутила, что такое город Волгоград. Летала на присягу к сыну, и мы с ним много гуляли по Волгограду. Были и у Дома Павлова, и на Мамаевом кургане. Да и климат обрушил на меня свою немилость при первой же встрече… В начале этой заметки я писала, что трудно представить, как в столь хрупкой женщине живет такой мощный ПОЭТ. Зная послужной список Натальи, я лишь догадываюсь, о какой силе воли и духа идет речь. Думаю, что именно город детства со своим историческим наследием тому причина.

Наташа совмещает в себе истинное женское начало, мужественность духа и подростковую бесшабашность с непосредственностью. На мой взгляд, повесть «Фрэдина-вредина» освободила Наталью от необходимости поэтического фокуса на слове и дала возможность по-настоящему «разговориться». Я много слышала устных рассказов и жизненных историй Натальи и рада, что талант интересного рассказчика принес свои плоды. Прозаический стиль Натальи также, как и поэтический, далеко не «просторечный». Книга написана от имени подростка. Наталья очень естественно использует подростковый сленг, что делает слог повести энергичным, красочным, но в то же время, цепляет проворностью и объемом мысли.

«А девчонка, чувствуется, такая же хитрющая и шустрая, как я была два года назад. И вышагивает-то она, держа на поводке щенка – непоседу, гордо и уверенно, с нагловато поднятым подбородком. Наверное, так выглядят все хозяйки самых лучших в мире псов.»

Да, Наталья, девчонка ты такая же хитрющая и шустрая… Как была, так и есть!

Светлана Лебедева,

поэт, музыкант, бард, автор-исполнитель

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here