О ДВУХ СТРОЧКАХ ИОСИФА БРОДСКОГО

Просмотры 33

…первое ощущение смерти: багровая жуть, заливающая мозги, почти отбирающая сознание, оставляющая в неведение: где я буду – когда меня не будет…

Потом — юношеское, задорное, смерть отторгающее: и всё равно: нет-нет, да и проглянет её оскал между учёбой и весельем, ростом, одиночеством, отчаянием, восторгом…

Кто так устроил?

«Ты боишься смерти?» —

«Нет, это та же тьма;

но, привыкнув к ней, не различишь в ней стула».

Боялся ли Бродский? Бродский – переживший так много, включая те сияющие вершины бытия, которые покорить-испытать удаётся избранным: сотням, может быть, на миллиарды человечества…

Вообще, сопоставление смерти со тьмой, столь привычной в обыденности, говорит об отсутствие веры: даже агностик надеется на возможные варианты света.

А тут… даже стула не различить, абсолютная густота, плотность, непроглядность.

Интересно, что строчки эти вкраплены в стихотворение об Англии, картинное стихотворение, с массой живописных панорам, исполненных с тою мерою чёткости, когда в страницу можно войти, как в дверь.

В Англии, любимой поэтом, некий голос вопрошает его: изгнанника, одиночку, при этом – прекрасно социализированного, и не желающего примерять тогу непризнанного гения.

Нет!

Бродскому очень нужно признание – причём громовое.

Но… ведь тьма… и даже стула, которому у него посвящено большое метафизическое стихотворение с массою ответвлений мысли, не увидишь…

Верил ли он в высшие планы?

Судя по букету рождественских стихов – да, но очень по-своему, внецерковно, конечно; что-то, чему имени нет, постигая самостоятельно, часто мучительно, но вместе с тем «взгляд отца», проявляющийся в одном из стихотворений о Рождестве: взгляд, наблюдающий за сыном Христом, свидетельствует о чувствование высших панорам…

Как и многое в поэзии Бродского: столь же интеллектуальной, сколь и мистической.

Мрачной – в целом.

Что может быть мрачнее:

…сильная боль, на этом убив, на том

продолжается свете.

Тот свет есть, но и он не избавляет от боли, да ещё сильной.

Как же тьма?

Или она – прозрачна?..

Бродский часто оставлял загадки: мерцающие в недрах строк, как улыбка чеширского кота: растают, не будучи разгаданными…

Так и две строчки из стихотворения «Темза в Челси», характеризующие смерть, как плотную тьму, звуча стоически-спокойно, не дают ответа – относительно своей сути, равно о силе страхе смерти, который испытывал Бродский: как все, вовлечённые в мистерию жизни…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

ВЕЧНЫЙ МАСТЕР МИСТИКИ И ФИЛОСОФИИ

Памяти Михаила Афанасьевича Булгакова Максудов, не слишком вписывающийся в реальность, предложенную окрест, к тому ж… и высмеять её хочется, не смог встретиться со своим вариантом Воланда, оставаясь в пределах условной…

ОТ ШУРОЧКИ АЗАРОВОЙ ДО ЛЕДИ МАКДУФ: МНОГОГРАННАЯ ГОЛУБКИНА В ИСКУССТВЕ

Памяти Ларисы Ивановны Голубкиной (09.03.1940 — 22.03. 2025) Прелестна Шурочка Азарова – и каково восхитительное, изящное раздвоение: как из обворожительной девицы, словно пронизанной токами любви, становится корнетом – задорным и…

ГЕНИАЛЬНЫЙ СМОКТУНОВСКИЙ: РАСКРЫТИЕ РОЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДУШЕВНУЮ ГЛУБИНУ

Словно голос несколько опережал человека — волшебно-необычный, шероховатый и бархатный  одновременно. Князь Мышкин, сгустком христовой силы, воплощённой земным вариантом бытия в девятнадцатом веке, проявился в И. Смоктуновском так, словно и…