НОВАТОРСКИЙ ГРАДУС СЛОЖНОЙ МУЗЫКИ

Просмотры 29

К 115-летию Дмитрия Шостаковича

…гармония Шостаковича, основанная на мажорно-минорной тональности, последовательно использующая модализмы…

…Мама, дающая первые уроки игры на фортепьяно сыну, решительно заявившему о своём намерении стать композитором: так поразило сияние оперы Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане»…

Мальчик, впервые входящий в частную музыкальную школу И. Гляссера – зыбко прозревающий свою дорогу: новатора, глобального композитора двадцатого, слишком перегруженного антигармонией жертв и войн, века…

Как мыслит композитор?

Очевидно,  слова, данные большинству для мыслительных операций, тут не подойдут; тут плывут глыбы звуков: потерявшие вес глыбы, и – лиловые ливни ощущений расслаиваются волшебными садами роз… Впрочем, болт больше подходил веку, слишком дребезжащему металлом, изобретениями, технологиями.

Седьмая симфония, включающая тёмные и световые полосы, чьё чередование организует великий музыкальный текст; и тёмная тема была написана до начала Великой войны, варьируя неизменную плазму пассакалии, перекликаясь с магическим «Болеро» Равеля.

…бездна «Леди Макбет Мценского уезда» воспринимается иначе, представленная музыкой: музыкой, поднимающей характер на новую высоту трагизма: и звуковые ущелья и изломы подчёркивают сущность человеческих бездн.

…Шостакович учился очень прилежно: несмотря на истощение, на тяжёлые условия: он штудировал музыку, но, если бы Глазунов не выхлопотал ему пайка, неизвестно, что было бы в дальнейшем.

Первые симфонии разворачиваются на фоне хоров: и новаторский градус сложной музыки уже очевиден.

…прелюдии и фуги, варьирующие бесконечные лабиринта Баха: …в каждой музыке Бах, – как сказал поэт.

Многообразие Шостаковича велико: тут и разнородные металлы звука, и великолепные самородные камни оттенков, и космос, связывающий сотнями мерцающих метафизических нитей с Бергом, Соллертинским, и вновь – с Бахом…

Симфонии, рокочущие и поднимающиеся к небесам, вновь обращающиеся к земле; барабаны, работающие, как механизмы.

Вокальные циклы, струнные квартеты, все инструменты, все возможности музыки…

Двадцатый век выражен Шостакович – музыкально, но и метафизически: через новаторскую музыку.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…