Творец, и не просто творец – а подчёркнуто: Творец Вселенной – легко проходит по пространным пространствам стихов Николая Зиновьева, объясняя то, что не удосужились понять, иссуетившись, люди…

В степи, покрытой пылью бренной

Сидел и плакал человек.

А мимо шел Творец Вселенной.

Остановившись, он изрек:

«Я друг униженных и бедных,

Я всех убогих берегу,

Я знаю много слов заветных.

Я есмь твой Бог. Я все могу.

Но далее – остающаяся за бортом определений – мерцает тайна русскости: не подлежащая разгадки вообще, ощущаемая многими: хотя многими же в современных условиях жизни и скинутая в бездну:

Меня печалит вид твой грустный,

Какой бедою ты тесним?»

И человек сказал: «Я — русский»,

И Бог заплакал вместе с ним.

…ибо через русское сердце проходит больше болей и сострадания, чем через какое бы то ни было другое: и это вовсе не кривые проявления национализма, а осознание собственного бремени, которое нельзя сбросить, сложно принять.

А осознать – зачем так, как есть – едва ли дано; но и попыток осознания прекращать нельзя.

Есть у Зиновьева формулы противоречий: об огне и боли подлинной любви: той, со скрижалей:

Меня учили: “Люди — братья,

И ты им верь  всегда, везде.”

Я вскинул руки для объятья

И оказался на кресте.

Но я с тех пор об этом “чуде”

Стараюсь все-таки забыть.

Ведь как ни злы, ни лживы люди,

Мне больше некого любить.

Ёмкость строки и глубина обобщений отливают космическими панорамами, вовлекая в себя, как в световую бездну, противоречащую каменной, материальной, потребительской – где, в основном, и оказалось человечество.

Ибо стихи Николая Зиновьева противоречат низменному, равно не допускают пустого, игрового, филологических вывертов, столь ныне любезных многим.

Это стихи умной силы и великолепного мастерства, волн вдохновения и завораживающей ясности: такими и должны быть классические стихи.

Как правило, краткие: при том обладающие ёмкостью русского леса: и, как в оном лесу, много таинственного и глубоко открывают созвучия Зиновьева исстуетившемуся миру и тотально-муравьиному граду:

Событья дня, недели, месяца

Её волнуют, но слегка.

Душа иного мира крестница,

Её Отчизна далека.

Она здесь словно в эмиграции,

Ей, может, завтра в путь уже.

Вот почему на демонстрации

Ходить не хочется душе.

Симптоматично: стихотворение исследует душу, квинтэссенцией которой, в сущности, и является поэзия.

Оно исследуют её тугим лирическим натяжением и остротой мысли: неустанной, как Геркулес, острой, как биссектриса.

И – небесное понимание окрыляет стихотворение, словно качая его на волнах нежных вибраций космических пространств.

Давно в душе живёт сомненье:

Куда, по чьим иду следам?

Будь у меня сейчас именье,

Я не уверен, что раздам.

Ступлю на страшную дорогу,

А там и душу под залог?!

Но нет именья, слава Богу!

И не появится, даст Бог…

Душа упоминается практически в каждом стихе: что определяется высотами поэтического действа поэта; и сопряжённость души, обитающей в теле, с пластами материальности, в густой расплав которой погружают всё плотнее и плотнее человечество, решается – логично – не в пользу последней.

У поэзии своя логика: как и у подлинных поэтов: земное, денежное преуспеяния есть скорее анти-успех: если взглянуть с художественного-словесного уровня.

Ночной пейзаж пустынен: он раскрывается волшебными крыльями созвучий, и отсутствие человека в нём условно: ведь своеобразное всеприсутствие поэта позволяет запечатлеть любое пространство:

О бессмертьи шепчут травы,

В тайну высь погружена,

Жёлтым камнем без оправы

Над землёй висит луна,

А в реке течёт от века

Серебристая вода.

Ну а то, что человека

Здесь не видно, — не беда…

И травы, шепчущие о бессмертье, и медовый камень луны складываются в своеобразие поэтического космоса поэта, чья неповторимость тонкими вибрациями насыщает мир.

Появляются и жёсткие ноты, когда исследование действительности требует их, но и они овеяны неповторимым ароматом авторской индивидуальности:

Мир перешёл в иную плоскость,

На новый снизился виток,

А у меня ушла вся лёгкость

Рожденья стихотворных строк.

Теперь, настраивая лиру

С большим трудом на старый лад,

Большим врагом я стану миру,

Чему я как бы даже рад…

Мир, перешедший в иную плоскость, словно набирает ту меру косности, что противоречит живой плазме поэзии, биению её пульса; тем не менее, поэтическое делание не должно останавливаться, и, вводя в реальность новые и новые стихи, Н. Зиновьев увеличивает меру гармонии, выполняя основную миссию поэта.

Появляется сказовые элементы, стихотворение: краткое, как большинство у поэта, оттеняется воображаемым поединком, словно отдающим явью богатырей:

Я у жизни не в опале —

Так всё время думал я.

Глядь, судьба стоит в забрале,

Да не чьянибудь, моя.

Пнём стоит и не грозится.

«Эка, — думаю, — с такой

Можно будет и сразиться.

Выходи на честный бой!»

Молодецки кровь взыграла,

Обращаюсь, как с кумой:

«Подними, — кричу, — забрало!»

Подняла — там череп мой…

Мрачен ли финал?

Скорее, он – провидческий: жизнь — дорога, упирающаяся в смерть, но сделанное человеком отменяет трагизм оного банального движения: ибо если здесь, на земле, в недрах вечного вращения юлы юдоли предоставлены такие варианты творчества, то запредельность должна открыть совсем уж немыслимые просторы духа.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here