К 85-летию Эдуарда Артемьева
Работа в кино, начавшаяся по совету Вано Мурадели, приносит Эдуарду Артемьеву широкую известность: фантастические миры, представленные Тарковским, как и поэзия его конкретики в «Зеркале» находят интересные соответствия в звукорядах, творимых Артемьевым…
…так разбивают сады, чья суть в гармонизации пространства, и… в своеобразной пропитке оного красотою.
Первоначально Артемьев учился в Московском хоровом училище, а консерваторию заканчивал по классу композиции Шапорина.
Синтез звука захватывает композитора, вовремя встретившегося с Е. Мурзиным – создателем одного из первого в мире синтезаторов.
Электронная музыка связана с элементами будущего, прорастающего сквозь сегодня; она даёт иной отзвук в мозгу, иначе перестраивая нейронную сеть слушателя; и отзвук этот связан с космическим блеском: неопределённым, ощущаемым.
Для кино Артемьев работает много, не только художественного: документального, мультипликации…
А вот – идут взрывы рок-оперы «Преступление и наказание»: тут рок двоится – и музыкальный метод наслаивается на ощущение бездн судьбы.
…симфонизм Артемьева особого рода: словно пропитанный электронными созвучиями, или пропущенный через реторты и колбы современной алхимии; звук течёт плавно, стремясь к тотальности вовлечения в себя всего пространства…
…чёткого разграничения по жанрам не существует: равно по стилям и средствам художественной выразительности.
Синтез становится основным методом композитора.
Именно благодаря ему и тянется к небесным просторам музыкальный сад, разбитый Эдуарда Артемьевым.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик