В этом году, 22 октября, русская и мировая литература отметила большой юбилей — сто пятьдесят лет со дня рождения писателя и поэта, обладателя Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина.

С основными вехами его судьбы мы впервые знакомимся в школе. А она, судьба, не баловала: бедность семьи, неоконченная гимназия, постоянные странствия, неустроенность, трудное, не обласканное критиками вхождение в литературу и последующий вынужденный разрыв с Родиной. И тем большее уважение вызывает личность писателя, прорвавшегося сквозь все невзгоды в элиту мировой литературы.

Прошло почти сто лет со дня официального мирового признания Бунина после вручения ему Нобелевской премии в 1933 году. Технический прогресс изменил наше мироощущение, и молодёжь зачитывается теперь новыми авторами. А что же Бунин? Так же значим или выпал из круга читательского интереса, оставаясь всего лишь автором по необходимости — из учебника?

Темы, затрагиваемые Иваном Алексеевичем, конечно, привлекают: любовь, путешествия, смысл жизни, красота. Однако если поинтересоваться у современного молодого человека нравится ли ему творчество классика, то он либо затруднится ответить, либо неуверенно кивнёт головой. Лишь немногие дадут однозначно утвердительный ответ. Почему же такое произошло, что книги, с упоением читаемые нашими родителями, не захватывают так же нас?

Понятное дело, по сравнению с бунинской эпохой, современный жизненный ритм значительно ускорился. А спецэффекты в кино вкупе с навязчивой рекламой по телевизору, прерывающие фильмы и передачи довершают разрушение внутреннего равновесия человека. Куда подевалась неспешность и основательности в оценке и действиях, которой отличались наши предки. И теперь только закрученные сюжеты способны привлечь наше внимание.  В творчестве же Бунина сюжет уступает лидерство красоте слова и психологизму, много описаний природы и быта. В результате ностальгия автора в цикле «Тёмные аллеи» остаётся непонятой школьниками, как и чувства, которыми  хочет поделиться с нами писатель из «тихого» времени.

При этом мои ровесники с охотой читают «Митину любовь», «Чистый понедельник», а вот такие рассказы, как «Антоновские яблоки» и «В августе» их не привлекают. Почему так? В указанных последними произведениях автор больше описывает природу и прежнюю Россию, в то время как в первых увлекает и сюжетом, и темой: любовь — яркая, энергичная, а самое главное, несчастная. Молодежь более впечатляют возвышенные чувства, чем далёкая дореволюционная жизнь. К тому же в творчестве Ивана Алексеевича нередко прослеживается пессимизм, который отталкивает молодых людей, стремящихся видеть мир в ярких красках. Примером такого авторского видения служит рассказ «Господин из Сан-Франциско». Главная идея заключается в равенстве всех людей перед смертью. Любые богатства мира и знатность оказываются никчемными перед её лицом. Это произведение можно упрекать в пессимизме, а можно задуматься над тем, как провести жизнь так, чтобы потом не жалеть о ее бесплодности. И пусть этот рассказ немного мрачен, но зато как поучителен!

Творчество великого русского писателя вообще весьма полезно. Это и лечение души осознанием красоты душевной и внешней (не зря ведь Достоевский говорил о том, что красота спасёт мир), и очищение чувств прикосновением к светлым воспоминания о раннем детстве, как в рассказе «Цифры», и просто наслаждение напевным звучанием слова. А уж ощущение бренности сущего в рассказе «Лёгкое дыхание» и вовсе подвигает задуматься о смысле жизни. Нет, совсем пройти мимо прозы Бунина — опрометчиво! Проскочить временно — куда бы ни шло. И мне верится, что, повзрослев, моё поколение, те, кто пока ещё «проскочил», откроют для себя нового «старого» автора, проза которого помогает жить и любить по-настоящему.

Иван Евстигнеев

 

Справка «Отчего края»:

ЕВСТИГНЕЕВ Иван Владимирович – учащийся одиннадцатого класса. Родился в 2003 году. Живёт в Москве. Готовится стать журналистом. Читает классическую литературу, любимые писатели И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский и Эрих Мария Ремарк.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here