МИСТИЧЕСКИЙ СКРИПАЧ, АЛХИМИК СКРИПКИ Н. ПАГАНИНИ

Просмотры 75

Лопнет, закрутившись, струна — никто не заметит:  музыка будет рваться, вибрировать, литься, — если надо, ласкать…

Мистический скрипач, алхимик скрипки…

… Мальчишка, которого запирает в сарае отец, неудачный торговец, подрабатывающий игрой на мандолине, надеющийся разбогатеть на даровании сына.

Тот проявляет строптивость больше, чем дарование; потом – сам уходит с головою в скрипку, сочинительство, музыку.

Она оживает в нём — странной, резкой внешности человеке, носящему крылья гения за спиною, и нечто тёмное в душе.

…Техника его игры!

Она словно рождалась, кристаллизовалась каждое мгновенье, упорство раскрывало новые грани.

Техника завораживала: безукоризненная чистота, с которой исполнял сложнейшие пассажи, блистала, и горизонты скрипичных возможностей были раздвинуты им.

Богатые варианты звучания скрипки – не всё ещё угадано, сколько ни работал над перлами Вивальди и Тартини убеждался в этом: нужно идти вглубь и подниматься вверх, пользоваться новыми эффектами в скрипичной технике.

Быстрое чередование пиццикато с арко – кто ещё пробовал так?

Широкое применение натуральных и искусственных флажолетов даст новые варианты звука.

Паганини купается в нём: мир пролетает мимо: бесконечными гастролями, любовными романами, богатыми поместьями, придворным местом в Лукке.

Что там ещё?

Турин? Флоренция?

Он покупает титул барона и исполняет масонский гимн.

Никто нигде никогда не слышал таких звуков.

Его капризы… зазубристы и прихотливы, величавы и стремительны, в них – отчаяние и восторг, детская мука скрипки и последующая неистовая радость, и тайны, тайны…

Сколько часов в день он играл?

Как звучала его скрипка?

Возможно, последующее человечество сильно обеднено, лишённое возможностей услышать то, что вносил в мир Паганини?

Никто не исполнит его сочинений, как он сам.

…Постоянная избыточная деятельность рвёт струны здоровья…

Рвутся струны: можно играть.

Рвётся струны здоровья, как дальше жить?

А зачем, Паганини?

Ангелы ждут – они предложат неведомые тебе варианты созвучий, и такие инструменты, о которых на земле никто не слыхал.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БАШЛАЧЁВА

Словно выворачивал слова, созидая свой образ мировосприятия: гудевший яростным роком, одолевавший рок собственной судьбы Александр Башлачёв: И труд нелеп и бестолкова праздность, И с плеч долой всё та же голова,…

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ, ОТРАЗИВШИЙСЯ В БОРИСЕ РЫЖЕМ

Сквозные, онтологические слова, самые простые, рисующие картины такой безнадёжности, и – парадоксально – олимпийского стоического спокойствия: Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря,…

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина  Онтологически совершенный звук «Анчара» недоказуем в своём совершенстве, как привкус счастья, какой ощущаешь, перечитывая «Зимнее утро»… Картина сладкой лени, отъединённости от мирских сует, весёлый…