К 90-летию Марка Захарова
Вспыхнет «Тиль»: необыкновенно и — современно всем временам, так своеобычно истолкованный Марком Захаровым: вспыхнет, представив рождение нового театра: неистового и предельно искреннего, с натяжением-напряжением чувств столь сильным, что не могло не завораживать.
Дороги войны и старой правды не обветшали: как не устаревает юмор вечного Уленшпигеля, отражающего нас всех в зеркале шутовской истины: а шуты мудры…
Популярность «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты» была высочайшего градуса: качество постановки сходилось с уровнем тогдашнего зрителя: столь высоким, что вспоминать приходится, грустно улыбаясь, сопоставляя с современными театральными вывертами.
Марк Захаров начинал, как актёр – на сцене Пермского драматического театра; режиссура зрела в нём, обещая более полный вариант самовоплощения, являющегося ядром всякой жизни; первая постановка была осуществлена в самодеятельном коллективе Пермского университета: Захаров словно пробовал, обкатывая, грядущие методы собственного мировидения…
Его кинематограф!
Особое сочетание романтики и иронии, сильно связывающей узловые моменты фильмов…
Вечный Мюнхгаузен, противостоящий дремучей косности общества: готовый умереть – ради правды, и – ради неё же -воскреснуть.
Будет ли выведена «Формула любви»?
Нет, конечно – но энергии движения к постижению оной даст такой фейерверк образов, снов, переходящих в реальность, реальности, уходящей в сны; и будет, будет звучать великолепно-нелепый, бесконечно забавный дуэт Семёна Фарады и Александра Абдулова.
Совершенно по-своему, по-захаровски заиграют красками «Двенадцать стульев», увлекая в лабиринты всем знакомого поиска с такими перлами комического, какие не забудутся уже никогда: по-прежнему, будто лет и не было, согревая души, примиряя с окружающей действительностью.
Захаров истолкует множество пьес классического репертуара: и «Женитьба» и «Чайка» расцветут его феноменальным космосом; «Обыкновенное чудо» обновит палитру человеческой нежности и хитрости, чаруя и завораживая.
…как всё практически, созданное Захаровым, вместившим в общий мир свой: столь яркий, что будто включает в себя сразу несколько.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик