Ко Дню рождения Марка Шагала
…любящие держат друг друга за руку, при этом один парит; а вот другие влюблённые, летящие вместе над кривыми заборами старого Витебска…
Скрипач играющий в огромной слезе, или вдруг попавший на крышу….
Дети, напряжённо вглядывающиеся в лес – перед грозой: и чувствуется тайна, разлитая в воздухе.
Мир был мал Шагалу: требовалось придумать свой, используя чуть заметно колыхавшиеся слои мистического, треугольники и квадраты, сглаженные и входящие друг в друга: мир пёстрый, как перья жар-птицы, и радостный и печальный одновременно…
Шагал получил традиционное еврейское образование, изучал тугие тома Талмуда и Торы.
В Петербурге занимался в Рисовальной школе поощрения художеств: под руководством Н. Рериха.
Потом – учился у Л. Бакста.
Был Париж, где Шагал, ставший называть себя Марком, знакомится с поэтами-авангардистами, продолжая учиться…
Надо овладеть всем классическим инструментарием, чтобы, меняя его создать сад своей живописи.
…зелёная синева, или обнажённо-красный закат над Витебском, в который заглядывает небесная корова, пока кошка с человеческим лицом сидит на окошке.
Мир метаморфоз, где всё двоится, троится, течёт необыкновенным цветом, собирая в букеты оттенки, предлагая ещё невиданные.
Лестница жизни Шагала в реальности поднималась круче крутого: слава и деньги: всё оказалось доступным.
И расцвела Франция, в качестве новой родины.
Но сад его живописи надмирен: хотя и черпается всё из конкретики нашего…
Мир геометрии и парения, мир слёз и странного солнца: радужный и роскошный, увлекающий, втягивающий в себя, обволакивающий, почти бесконечный.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик