Смерть матери…

Словосочетание, требующее исправления, не может быть, мама не может умереть, — уйти? Но уход мамы страшен…

Сердце рвётся, не веря:

Проснулся вдруг в полночной тьме –

Тоска сжимает сердце мне.

В тьме непроглядной слышу я,

Что плачет матушка моя.

Я знаю, мама умерла,

Но вот она, светлым-светла,

Стоит, опершись на косяк:

«Ну, как вы тут живете, как?!»

И – затуманилась во тьме.

И не пришлось ответить мне.

Мир дисгармоничен без матери: а поиск гармонии в пространстве мира стал основой духовного и поэтического поиска М. Зайцева.

…русский стоицизм – особого свойства: перемигивающийся, как будто, со сказовым ладом, но и – адресованный к небу, которое называется так нежно, что сладко делается на душе:

Вдруг под небушком высоким,

Близким-близким и далеким,

В путь последний соберусь.

Что ж, бывает горькой правда:

В путь последний – ну и ладно!

В путь последний – ну и пусть.

Небушко…

Какие тайны скрывает?

Чем поразит?

…но главное – что и смерть не страшна, и растёт из поэзии Зайцева необыкновенное сияние: мол, и смерть преодолеем, оставляя стихи…

Достучаться до сердец людских – как сверхзадача поэта: особенно – не играющего, но проживающего жизнь всерьёз, как М. Зайцев.

Свод родной природы, расширяющийся в бесконечность; пласты русский полей-пространств; и – кристалл озёрной воды, представляющий окрестный мир красиво-перевёрнутым:

Смотрящий в озеро лесное,

Я вижу лес, растущий вниз.

Поляну. Поле овсяное.

Деревьев зубчатый карниз.

И солнце, блещущее ясно.

Себя, смотрящего со дна…

Там все волшебно! Все прекрасно!

Там жизни нет. Вся здесь она!

И волшебство яви увидено с таким прекрасным детским удивлением, что завораживают мускульно сделанные и вместе – такие нежные – строчки.

Необычность всего: мир, отражённый в капле воды (если сопоставить озеро с космосом пространства), светится счастьем.

В поэзии Зайцева часто мерцает оно –необходимое человеку; и, сколь бы ни была искривлённой и неправильной жизнь социума, счастье ничто не отменит.

…напевы, идущие из глубин: русского слова, предшествующей поэзии, но – напевы, пропущенные через фильтры собственного дара и опыта:

Свет мерцающий ручья,

Тропки вздох вечерний…

— Чья ты, милая?

— Ничья!

— Вот и я ничейный!

Вскину сумку на плечо

И айда на пчельник!

— Чье ты, полюшко?

— Ничье!

— Вот и я ничейный!

Русская вольница дышит…

Поле – как альтернативная жизнь: и сходящиеся «ничейности» обладают особым поэтическим обаянием.

Своеобразие метафор Зайцева, порой разворачивающихся на несколько строк:

Печалью полнится душа…

Костра стихающее пламя,

Как наземь брошенное знамя,

Свернулось возле шалаша…

Метафора, как особый поиск сродности явлений, выявления общего…

Метафора – с игрой и всерьёз: объединяются качества: и – видишь этот костёр, чувствуешь такую печаль…

Тонкая повесть о человеке, его сущности может быть вложена в краткое, напряжённое содержанием стихотворение:

Дождь пошел, разлились реки,

Ветер взвился вдалеке, —

Позабыв о человеке,

Смыли домик на песке.

Он построил дом на камне.

Реки — точат, дождь — дробит,

Ветер дом обжал руками —

С корнем вырвет! — Дом стоит!

…Человек живет добротно.

Но нахлынет вдруг! В тоске

Он выходит за ворота

И — рисует на песке…

Зайцев верил в световую суть человека, пусть и рисующего порой на песке…

Он верил в свет – и служил ему; и созвучия его, наполненные разными световыми потоками и оттенками, поднимались выше и выше: в бесконечность таинственных пространств, где и растворился поэт, оставив земле свои песни.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here