К 150-летию Всеволода Мейерхольда
Неистовство буффонады, изломы модернизма, гротеск: театр Мейерхольда вариант своеобразной алхимии, смешивающей разные пласты предшествующего театра ради возникновения нового: причудливых цветов театральных постановок.
Его театр был создан в Москве в 1920 году, параллельно режиссёр руководил театром революции.
Он зажёг «Зори» Э. Верхарна: и запылали они огнями революции: как понимал Мейерхольд, не представляя, каким кошмаром она завершится для него.
«Союз молодёжи» Ибсена перемешивал жёсткий реализм с пластами особого видения театральной действительности Мейерхольдом.
Он по-особому моделировал театральное пространство: заполняя его фрагментами, на которые поочерёдно стягивал зрительское внимание.
Летели ленты спектаклей…
Обладавший своеобычной, резкой внешностью, сам знал актёрство изнутри, предложив миру целый ряд ролей.
«Баня» Маяковского соответствовала новаторскому характеру деятельности Мейерхольда: размах сходился с размахом.
Зажигались огни сатиры.
Неистовство будоражило зрительские сердца.
«Смерть Тарелкина» проносилась пёстрою игрою людей… идей…
Обогащённый опытом МХТа, Мейерхольд выработал своё слово: и, поделившись им с миром, отправлен был в мучительную бездну: жуткую, с пытками, с неизвестной гибелью: точная дата оной стала известна лишь после 1988 года.
А дело осталось: памятью, яркостью, новыми ритмами театра.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик
«Портрет В. Э. Мейерхольда», Борис Григорьев