МЕДЬЮ ЗВУЧАЩИЙ СТИХ ЭСХИЛА

Просмотры 79

К 2550-летию Эсхила

Из головы, как Зевс Палладу, родил трагедию: монументально и мощно…

…Занятно – Мандельштам, виртуоз определений, назвал Тютчева «Эсхилом русского ямбического стиха».

О! волшебный рокот греческих волн!

Эти накаты фраз и неистовые, гибнущие хоры, ибо трагедия есть наилюбимый жанр жизни, так было всегда, как всегда была смерть; и воскресение, и явление Христа ничего не решили: жало её повсюду, опровергая пасхальные распевы, до которых долго ещё, ибо идут времена Эсхила.

…Он принадлежал к аристократической семье, и, родившись в Элевсине, славном своими мистериями, и словно пропитанный ими с юношеских лет, вкладывал тайны в свои трагедии.

Культ Диониса завораживал – не столько бог вина, сколько  волшебного экстаза, сродного катарсису, шлифующему искусством человеческую суть.

Сложно строилась и литературная жизнь времён Эсхила: борьба между пелопонесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом была значительна.

Войны шли, реформы Клифсена бушевали, Спарта значительно влияла на жизнь.

С молодости Эсхил начинает писать.

Из 90 написанных пьес сохранилось шесть – достаточно для человеческой вечности: и все шесть прошли насквозь века, изменяясь в постановках, бушуя страстями, показывая, как мало, несмотря на крутую смену внешнего и исторического антуража, меняется человек.

«Орестея» вьётся тугими лентами сюжета, поэзии, пения, хоров.

Самая сущность драмы вонзается волчцами в человеческий мозг, беспокоя и бередя душу.

Бедный Орест!

Боги, надевая маски обстоятельств, разумеется, жестоки – как и в нашей жизни: о какой свободе может вестись речь, если любой оплетён такой сетью оных обстоятельств, что, только приноравливаясь к ним и можно как-то выжить…

Тетралогия «Прометея» звучит жаждой свободы – а огонь ли людям принёс титан?

Или, угнетённый Зевесовой властью, собирался формировать людскую армию против олимпийского тирана?

Рвутся ритмы свободы…

Нет – возносятся они, звонкие, свидетельствуя о жажде оной.

Возносятся века – и медью звучащий стих Эсхила продолжает бытовать в недрах человеческого бытия.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

«СВЕТОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ А. ПАРПАРЫ

Словесная игра – однако, творимая совершенно всерьёз: игра, насчёт получившейся и нет жизни, метафизика сомнений, искры огня: Жизнь, к счастью, успокоилась. И даже Мне нравится. Особенно с утра. Лежу по-царски…

«СПАРТАК» РАФАЭЛЛО ДЖОВАНЬОЛИ

Советский мальчишка отрывается от привычной действительности, погружаясь в завораживающие слои «Спартака»: и мир, представленный книгой, настолько не соответствует реальности, что хочется её подкорректировать… Или переделать вообще. Джованьоли следовал романтической традиции.…

РЕЖИССЁР, КОТОРОМУ БЫЛ ТЕСЕН ТЕАТР

К 100-летию со дня рождения Анатолия Васильевича Эфроса «В добрый час!» В. Розова, данный в нежно-акварельных размывах надежды и световой бодрости, прозвучал в Центральном детском театре необычно – ставил А.…