К 100-летию со дня рождения Марлена Мартыновича Хуциева
Необыкновенные излучения шли от его фильмов…
И построенных необычно: акварельная мета реализма словно слоилась нагромождением психологической сложности, и красиво выстроенные кадры позволяли как будто войти в фильм, как в метафизически распахнутую дверь.
«Июльский ливень» переливался тайнами бытия: будто философский камень был создан режиссёром, используя который можно было сверить верность собственного представления о жизни с нею самой.
…Случайный прохожий, одалживающий девушке непромокаемую куртку.
Собираются друзья… кто-то замечает, что люди сделаны из материалов разной твёрдости.
Осень настанет.
Неожиданно умрёт отец.
Всё льётся лентой бытия, и каждый, участвуя в этом потоке-поливе, узнает… только то, что положено.
Но фильмы Хуциева сложно расширяли представление о яви.
«Интервенция», некогда положенная на полку, так восстановит постреволюционные события, что почувствуешь себя участником оных.
Фильм-трагедия, но гранулы трагедии растворены в обыденности, которая, как ни крути, обладает онтологическим обаянием.
«Золотой телёнок» начинает жить новой жизнью, экранизированный Хуциевым: и то, как детально выверен, сколь густо напоён плазмою жизни, свидетельствует в пользу этой, новой…
Он снял «Бесконечность» – совершенно неожиданную ленту: с героем, столь напряжённо думающим о смысле бытия, что становится участником собственных воспоминаний…
Многие были участниками фильмов Хуциева, собственными жизнями входя в них, многим ещё предстоит это…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик




