Борис Акунин, «Аристономия». Издательство Захарова, 2019 год.

Чуть ли не впервые мне кажется уместным любимый формат начинающих рецензентов: плюсы и минусы. Бог весть почему.

Итак, знаки сложения:

  1. Противоречивость концепции. Акунин-художник сложнее Акунина-мыслителя, отсюда честность. «Вишнёвый сад», «Белая гвардия», «Аристономия» — хорошие ребята обречены, они неуместны в определённый момент — и они проиграют. И да — во многом виноваты сами. Как бы автор по-человечески им ни симпатизировал.
  2. Модерновая, очень интересная структура. Трактат вперемежку с трагическим остросюжетным. Без философских глав не было бы «Что делать?» и «Войны и мира» — к чёрту банальных любителей линейности, зеркальной композиции и бесконечной бестолковой динамики.
  3. Попытка Утопии — на фоне ада. Безумству храбрых, как говорится! Серьёзно писать утопию, когда всё вокруг завалено дурновкусными антиутопиями, которыми наелись, кажется, даже тринадцатилетние девочки и сорокалетние домохозяйки — как минимум смело.
  4. Кровь и горелое мясо — настоящие, не бутафорские. Иной читатель не выдержит, иная тётенька сморщит нос, закроет книгу — и это хорошо. Мы уже по «Декоратору» знали — Акунин умеет «играть» в страшное. А здесь и уместно, Гражданская война же (см. Бабеля, Шолохова, Пильняка etc).

Знаки вычитания:

  1. Авантюрные, приключенческие ходы часто выглядят неуместными, выдуманными — особенно на фоне простых и жутких авторских описаний Гражданской войны.
  2. Некоторые герои схематичны, архетипичны, это герои-идеи; само по себе это нормально, если б — снова — рядом не жили и дышали бы живые, психологически точно вычерченные персонажи; порой происходит схватка призраков с живыми людьми.
  3. Концовка. Автор загнал героя в тупик — ему и жить нельзя, и убивать его жалко; оттого любой финал книги (и имеющийся, и потенциальный) выглядит несколько бледным.

Итого: и неровно, и местами декларативно; к тому ж идейно не согласен во многом — а прочёл с удовольствием. И купил ещё две книги из этого цикла («Семейный альбом») – «Другой путь» и «Счастливая Россия». Магия, не иначе.

Иван Родионов,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here