ЛИТЕРАТУРОВЕД, СТАВШИЙ ПИСАТЕЛЕМ

Просмотры 145

К 90-летию со дня рождения Станислава Борисовича Рассадина

…Интересно представит эпоху — мозаикой, сложенной пестро из элементов литературных — служивший ей век литературовед С. Рассадин, переставший быть таковым, чтобы стать писателем, пишущим о литературе.

В книге «Самоубийцы» (сколь режущее название!) даётся серия портретов поэтов и прозаиков советского времени, и мотив самоубийства вьётся нитью, отчасти красной в недрах сюжетов; ведь у Эрдмана есть блестящая, одноимённая пьеса, а Катаев «Растратчиками» превосходит «Двенадцать стульев», и главное – это методы жизни писателей, у каждого свой, и Рассадин живописно показывает, кто как жил, выживал, добра наживал, изменял себе, кончал с собой, кто каким был, творя литературу; и  никто не смог уйти от влияния эпохи – не дано сие, коли помещён в недра её, своеобразные и переусложнённые, с обилием… режущих обстоятельств.

Обстоятелен в письме Рассадин: подробен, собирает удивительные, как камушки самородные детальки, громоздит их, подгоняя друг к другу, ничего, кажется,  не забывает; растекается языковыми озёрами и сухо строит словесные проспекты.

Термин «шестидесятники» ввёл, вероятно, он – других кандидатов не просматривается.

«Шестидесятники. Книга о молодом современнике» — такая статья напечатана была в «Юности», и – слово прижилось, пошло себе гулять, порою щеголяя собою, характеризуя литературное поколение.

Рассадин литературно-разнообразен: некогда был автором весьма популярных детских литературоведческих передач «В стране литературных героев», стараясь в игровой, достаточно лёгкой форме представить подростком альтернативный мир, столь способный обогатить обыденный…

Образно писал о Н. Носове, построившим остров Незнайки.

О многих писал – статьи расходились радугой мыслей и эмоций, однако, критическая деятельность прискучила, и, не изменяя литературе, обратился к своеобычным романам о ней…

Пусть часто составленным из отдельных глав-новелл.

В «Гении и злодействе, или деле Сухово-Кобылина» интересно проводятся параллели каждого персонажа всех пьес Кобылина с другими персонажами – разной степени известности – других пьес…

Плюс – рассматриваются взаимодействия механизмов жизни и литературы: ибо именно опыт взаимоотношений с бюрократической системой Российской империи руководил вдохновением Кобылина.

«Дневник стародума» строится многопланово: мелькают очерки путешествий, слоятся нити размышлений, причём литература тонко переплетается с жизнью, мемуары плетутся в орнамент с эссе, и всё вместе даёт единый сплав… именно художественной цельности.

Рассадин жил на литературном материке.

Он прожил на нём жизнь: и перешёл в вечность, облагородил его славными произведениями.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

ВЕЧНЫЙ МАСТЕР МИСТИКИ И ФИЛОСОФИИ

Памяти Михаила Афанасьевича Булгакова Максудов, не слишком вписывающийся в реальность, предложенную окрест, к тому ж… и высмеять её хочется, не смог встретиться со своим вариантом Воланда, оставаясь в пределах условной…

ОТ ШУРОЧКИ АЗАРОВОЙ ДО ЛЕДИ МАКДУФ: МНОГОГРАННАЯ ГОЛУБКИНА В ИСКУССТВЕ

Памяти Ларисы Ивановны Голубкиной (09.03.1940 — 22.03. 2025) Прелестна Шурочка Азарова – и каково восхитительное, изящное раздвоение: как из обворожительной девицы, словно пронизанной токами любви, становится корнетом – задорным и…

ГЕНИАЛЬНЫЙ СМОКТУНОВСКИЙ: РАСКРЫТИЕ РОЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДУШЕВНУЮ ГЛУБИНУ

Словно голос несколько опережал человека — волшебно-необычный, шероховатый и бархатный  одновременно. Князь Мышкин, сгустком христовой силы, воплощённой земным вариантом бытия в девятнадцатом веке, проявился в И. Смоктуновском так, словно и…