К 90-летию со дня рождения Станислава Борисовича Рассадина
…Интересно представит эпоху — мозаикой, сложенной пестро из элементов литературных — служивший ей век литературовед С. Рассадин, переставший быть таковым, чтобы стать писателем, пишущим о литературе.
В книге «Самоубийцы» (сколь режущее название!) даётся серия портретов поэтов и прозаиков советского времени, и мотив самоубийства вьётся нитью, отчасти красной в недрах сюжетов; ведь у Эрдмана есть блестящая, одноимённая пьеса, а Катаев «Растратчиками» превосходит «Двенадцать стульев», и главное – это методы жизни писателей, у каждого свой, и Рассадин живописно показывает, кто как жил, выживал, добра наживал, изменял себе, кончал с собой, кто каким был, творя литературу; и никто не смог уйти от влияния эпохи – не дано сие, коли помещён в недра её, своеобразные и переусложнённые, с обилием… режущих обстоятельств.
Обстоятелен в письме Рассадин: подробен, собирает удивительные, как камушки самородные детальки, громоздит их, подгоняя друг к другу, ничего, кажется, не забывает; растекается языковыми озёрами и сухо строит словесные проспекты.
Термин «шестидесятники» ввёл, вероятно, он – других кандидатов не просматривается.
«Шестидесятники. Книга о молодом современнике» — такая статья напечатана была в «Юности», и – слово прижилось, пошло себе гулять, порою щеголяя собою, характеризуя литературное поколение.
Рассадин литературно-разнообразен: некогда был автором весьма популярных детских литературоведческих передач «В стране литературных героев», стараясь в игровой, достаточно лёгкой форме представить подростком альтернативный мир, столь способный обогатить обыденный…
Образно писал о Н. Носове, построившим остров Незнайки.
О многих писал – статьи расходились радугой мыслей и эмоций, однако, критическая деятельность прискучила, и, не изменяя литературе, обратился к своеобычным романам о ней…
Пусть часто составленным из отдельных глав-новелл.
В «Гении и злодействе, или деле Сухово-Кобылина» интересно проводятся параллели каждого персонажа всех пьес Кобылина с другими персонажами – разной степени известности – других пьес…
Плюс – рассматриваются взаимодействия механизмов жизни и литературы: ибо именно опыт взаимоотношений с бюрократической системой Российской империи руководил вдохновением Кобылина.
«Дневник стародума» строится многопланово: мелькают очерки путешествий, слоятся нити размышлений, причём литература тонко переплетается с жизнью, мемуары плетутся в орнамент с эссе, и всё вместе даёт единый сплав… именно художественной цельности.
Рассадин жил на литературном материке.
Он прожил на нём жизнь: и перешёл в вечность, облагородил его славными произведениями.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик