К 120-летию со дня рождения Айн Ренд
Писательница или философ?
Сплетаются нити вариативности, литературное творчество подразумевает богатую метафизику: сиречь – осмысление через призмы и окуляры ситуаций и образов предложенной реальности.
…Которая, если быть честным с самим собой, не очень-то и реальна, ибо, врастая в возраст, постоянно задумываешься, где тот ребёнок, видевший жизнь бесконечной? Юноша, в алхимическом пространстве души которого мешалось столько разного?
«Источник» — роман, принесший успех Айн Рэнд – был опубликован в 1943 году, представив её в двух плоскостях: художественной и философской.
Вектор главной идеи — так называемый прогресс — абсолютно зависит от людей с ярко выраженным эго: именно они – проводники и двигатели оного, и главный герой – архитектор Говард Рорк – индивидуализм возводящий в квадрат, когда не в куб, но талант его – вне сомнений.
Двойственность идеи, отдающей ницшеанством, своеобразно романтичной, и остро прочерчивающей данность оправданием эгоизма.
…Ведь с другой точки зрения оный есть искривление, горб души, но Рэнд, похоже, далека от подобных воззрений, и от христианства в частности.
Интересно, что архитектурная среда была вовсе не знакома Рэнд, и прежде, чем приступить к роману (изначально планировался сценарий), она прочитала массу соответствующей литературы, ибо книга реалистична и требует подлинности деталей, фактов, ситуаций…
Опубликованный роман двигался благодаря расходящейся молве, критика встретила плохо, что не помешало книге превратиться в бестселлер: продающаяся и ныне, она по-прежнему бередит интеллектуальные поля читателей — ярок честолюбец Рорк, ярок, не оспоришь его право самоутверждения.
Равно и то, что именно честолюбие, подхлёстывая, заставляет его творить полезное; вот и реши, поди, что лучше – лишённая оного греха серость или значительный талант, обладающий таковым.
…Надменная красавица в качестве героини была логична: и то, что ей волей автора суждено счастье, говорит о писательских пристрастиях Рэнд.
…Интеллектуалки, так сильно влиявшей на поколения, происходившей из Российской империи, выучившейся читать и писать в четыре года, и тогда же взявшейся сочинять.
Петербург периода 17 чреват: немалая собственность фармацевта-отца была конфискована, семья переезжает в Крым, где Рэнд заканчивает школу.
Очевидно влияние Ницше.
И путь дальнейший, ветвистый довольно, приводит в США, где и разворачиваются ленты творчества писательницы: испещрённые иероглифами мысли, воздействующими на умы.
Сборник эссе «Добродетель эгоизма» проповедует то, что нашло отражения в романах: помимо «Источника», популярным становится «Атлант расправил плечи»…
Её творчество противоречиво: острые углы, выпирающие из него, во многом противоречат лучшему в человеке.
Её творчество завораживает – и остаётся таковым: сквозь дымно и сложно мерцающие годы человечества.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик