Памяти Кирилла Разлогова
Глобально зная мировой кинематограф, чувствуя пульсации его живой плазмы, как мало кто, Кирилл Разлогов заражал любовью к кино: авторскому, сложному, исследующему мир.
Кино не есть развлечение: но – способ постижения реальности теми средствами, которых нет у других видов искусств.
Кино должно облагораживать душу, сообщая мыслям определённый строй: поднимающий над пустым, бытовым существованием.
Разлогов представлял кино, связанное с высотами, с проявлением индивидуальности – через монтаж, композицию кадра, многое другое.
В книге «Мировое кино» Разлогов стремился создать свою, оригинальную концепцию развития кинематографа – с различными интересными отвлечениями, с показом изнаночной стороны кинопроцесса, с разнообразием историй о кино, варьировавшихся в зависимости от ситуации развития книги.
Разлогов в равной мере блестяще повествовал о кино и его режиссёрах в своих телепрограммах, и писал о нём.
…словно гладко оштукатуренные, близкие к понятию совершенства кадры Антониони…
…газета медленно парит, упав с этажа в недрах колоритного переулка, парит, шурша событиями, и становится – почему-то яснее – психологическое состояние героини.
Невозможность понять друг друга так тяжела.
Бьющий сияющим фейерверком бурлеск Феллини: бродяги, артисты, всевозможные чудики, иезуиты, проститутки, неудачники – пёстрая смесь бурлит, поражая.
Мощная метафизика Бергмана, где со смертью играет в шахматы возвращающийся из крестового похода рыцарь, а медленное взросление сильно стянуто догмами жёсткого протестантизма…
Радуги фантазий Вуди Аллена…
Страсти Жанны д’Арк, идущей белыми коридорами немого кино, снятого великим датчанином.
Планета кино раскрывалась в новом вращение от лекций и книг Разлогова – и столько всего несла она!
Столько – что замечательная его, много десятилетий длившаяся деятельность не сотрётся, не канет в Лету, останется: чтобы помнили люди – кино не есть развлечение…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик