К 140-летию «Острова сокровищ»
Р. Л. Стивенсон очень разный: контрастный: начинка доктора Джекила и мистера Хайда, подразумевая приключенческую основу, отдавая чуть не готическим романом, закручивала сложнейшие психологические узлы, которые и сейчас не распутать; «Ночлег Франсуа Вийона» вовсе лишён приключенческого элемента, если не считать начала, касающегося жизни банды, но построен на попытке восстановить удивительную жизнь удивительного поэта: или хотя бы эпизод из неё. Но «Остров сокровищ», вероятно, самая известная книга Стивенсона: хитросплетения приключений скручены столь туго, что держат сетью внимание, — как подростка, так и взрослого.
Едва ли был в нескольких поколениях человек, не читавший этой книги: которая вряд ли вызовет сейчас – в мусорно-прагматическое время – избыточную, то есть соответствующую качеству реакцию.
Динамичность книги феноменальна: события мелькают с калейдоскопической пестротой, завораживая, поражая не только фактурой: персонажей и приключений, но и оттенками оных.
…стучит костыль Джона Сильвера, попугай на его плече выкрикивает пиратские ругательства…
А! нет – он снова о пиастрах: поиск которых и увлекает всех. Этакий сверкающий символ процветания…
Есть хорошая наивность романтики в книге: крепкая соль морского ветра, и волна, играющая лазурью…
Романтика, влекущая вдаль от бездны заурядности, будней, мещанской рутины; романтика, противостоящая огню, выжигающему незримо всё лучшее в человеке.
…стоит отвлечься от круговорота будничных дел, от массы утомительных, необходимых подробностей: стоит отвлечься – чтобы погрузиться в подзабытые с детства тайна, пережить так волновавшее когда-то, ощутить себя подростком, только начинающим жить, наконец.
Стоит перечитать роман теперь – после 140 лет выхода его в свет.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик