Эрудиция Валерия Брюсова казалось бескрайней: причём касалась она и естественнонаучных дисциплин, в которых крайне редко ориентируются поэты, и вообще – гуманитарные люди.

Научные стихи Брюсова, выполненные с той мерой мастерства, которая была логична для символистов, сочетающих метафизические качества и хлебопёков, и ювелиров, стоят особняком в пантеоне русской поэзии, играя красками необычными, и фантазиями, которые, возможно, подводят к граням откровения…

Быть может, эти электроны —

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Как он видел бесконечность богатства жизни!

Как, проницая внутренним зрением просторы микромира, плотно и вещно, может быть, используя вещие возможности поэта, пел…

Ему, Брюсову, логично было учиться у Лейбница, и писать с пиететом, граня слова и строки, как волшебные камни:

Когда вникаю я, как робкий ученик,

В твои спокойные, обдуманные строки,

Я знаю — ты со мной! Я вижу строгий лик,

Я чутко слушаю великие уроки.

О Лейбниц, о мудрец, создатель вещих книг!

Ты — выше мира был, как древние пророки.

Твой век, дивясь тебе, пророчеств не постиг

И с лестью смешивал безумные упреки.

Дар Брюсова был могуч, а наследие разнообразно: есть стихи, вспыхивающие самыми простыми красками бытия, пересечёнными с бытом, и нежное звучание таковых медово вливается в читательское сознание:

В нашем доме мыши поселились

И живут, и живут!

К нам привыкли, ходят, расхрабрились,

Видны там и тут.

Волшебство простой жизни сияет кристаллами: такими, что верится – чудо рядом…

Больше того: ощущение жизни мышек, как прекрасной субстанции, говорит о величие духа поэта, готового включить в свод почтения всё живое.

А вот – апокалиптические видения: завораживающий «Конь бледный», проявляющийся в обстановке реальных улиц, и выделка строки великолепна, и ассоциативные ряды богаты, и реальность века того – перекликается, увы, с нашим:

И внезапно — в эту бурю, в этот адский шепот,

В этот воплотившийся в земные формы бред,-

Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,

Заглушая гулы, говор, грохоты карет.

Показался с поворота всадник огнеликий,

Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.

В воздухе еще дрожали — отголоски, крики,

Но мгновенье было — трепет, взоры были — страх!

Рокочет мощь строк!

В поэзии Брюсова много мистики: о! здесь не просто ощущение жизни, как тайны, но – словно взгляд за грань, истовое стремление расширить границы видимого.

Брюсов разбил огромный поэтический сад (не говоря о прозаических и литературоведческих трудах, об общественной миссии), и в саду этом столько сияющего, что и грядущим поколениям хватило бы для эстетической радости и интеллектуальной расшифровки.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here