…тревожно вглядывающийся в историческую глубь собственного романа Мастер, оказавшийся в сумасшедшем доме, слишком противоречащем реальности: той, в который образ одинокого проповедника давно отринут за ненадобностью…

Жёсткий и жестокий Понтий Пилат, не воспринявший поначалу всерьёз избитого, странные вещи глаголящего бродягу, старающийся спасти его в дальнейшем: почувствовал Божественный свет?

Он разве исходит от Иешуа, — образа, чей корень настолько не соответствует евангельским стихам, что диву даёшься – откуда такая трактовка?

Могло ли слово подобного Иешуа пройти века, покорив их, нанизав на свой стержень культуры, вызвав столько всего…противоречивого…

Является ли Мастер носителем Божественного света?

…Воланд, спрашивающий про доказательства бытия Божьего, исчисляет их числом пять, отсылая к блаженному доктору Фоме, который, суммировав тогдашнюю теологию, вышел из библиотеки, и столкнулся с проносящимся мимо него мотоциклистом…

Не сам ли Воланд и диктовал их, понимая лучше других, что словеса эти: просто игры разума – разуму же ничего и не доказывающие: и что единственные доказательства могли бы лежать в сфере ощущений, но в ней-то как-то раз – страхи, зависимость от обстоятельств, и смутные, властные тени каких-то неизвестных, давящих нас по жизни воль?

Седьмое доказательство – конечно, шутка, буффонада Мефистофеля, чуть бравирующего своею способностью предвидеть события.

Направлять их?

Тогда совсем страшно…

…жажда доказательства – полновесного, способного убеждать – пронизывает определённые пласты булгаковского романа; но… нет такого, и Иешуа, воплощение кротости, и тезиса – в слабости сила, вовсе не доказывает ничего, кроме бесконечно заложенных трактовок: заложенных в пласты евангельских текстов…

А ведь действительно страшно, если вдуматься: за два тысячелетия изменилось всё: психология, нравы, оружие, еда, взаимоотношения, литература, физика и т. д. – не изменилось одно: человек, как не знал – есть Бог, или нет, так и не знает; как не ведал, что ждёт за гранью смерти – так и не ведает…

И тревожно вглядывающийся в перспективы времён Мастер, сам не знающий откуда пришли ему столь сложные образы, не создаст глобального, с ощущениями нашими связанного доказательства, увы…

Александр Балтин

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here