К 315-летию Генри Филдинга
Есть русский феномен «Истории Тома Джонса, найдёныша»; была особая прелесть в плавном погружение в сумму хитросплетений плутовского (формально) романа, где сияющие грани отдельных сюжетных линий резко врезались в память…
Несколько поколений русский словно облучались панорамой тогдашнего английского общество, одновременно, будто бы, входя в неё через двери страниц романа, и то, что Филдинг – в определённой мере (и манере) высказывал недоверие к глобальным возможностям разума, предлагая больше апеллировать к чувствам и сердцу, тоже было близко эмоциональному строю русских людей.
Он был драматургом, он был публицистом – Генри Филдинг; острый перец его статей будоражил умы современных ему обывателей, а фарсы строились так, что норовили ухватить за шкирку человеческие пороки: однако, шкирка у них, как известно, скользкая, увы…
Однако, слава его – начавшаяся и довольно широко при жизни – строилась на трёх глобальных романах: «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса», «История Тома Джонса, найдёныша» и «Амелия»; Найдёныш в России был популярнее других…
Природа человека сама по себе не плоха – утверждал один из персонажей, но дальше вступают в свои права худое воспитание, кривые стандарты общества, и въевшиеся в социум, не вытравить, дурные привычки…
Автор – через лучших своих персонажей – на стороне добродетели; однако, самой по себе её недостаточно: оторванная от разума, она глупа, они должны сотрудничать, ибо проблема человеческой природы занимает Филдинга, как мыслителя, переводящего мысль в образы, более всего.
Он был родовитым дворянином, отец Филдинга вышел в отставку в генеральском звании; до двенадцати лет будущий классик рос и воспитывался в родовом имении деда.
Затем учился в аристократическом Итоне.
Литературную карьеру он начинает в Лондоне. «Закон о театральной цензуре» был вызван остротой его пьес…
Некогда Филдинг собирался изучать историю искусств в Лейдене, но, судя по ряду сведений, у него не хватило денег на обучение.
Амплитуда его жизни велика – от периодов бедности, которые доводилось проживать его семье, до назначения главным судьёй Лондона.
Литературная деятельность его многообразна и неустанна: памфлеты разят пороки, пьесы остры и выстраиваются, постепенно растут колоссы романов. Среди которых «История Тома Джонса, найдёныша» играла особую роль в формирование мироощущения миллионов (когда-то существовавших) русских читателей.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик