ЭТАКИЙ ПРИВЕТ ПУШКИНСКОМУ «БОРИСУ ГОДУНОВУ»

Просмотры 27

Алексей Иванов, «Летоисчисление от Иоанна». Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2019 год.

Лет десять назад (или даже больше) вышли два подряд фильма режиссёра Лунгина с Мамоновым в главной роли – «Остров» и «Царь». Первый принято было восторженно хвалить, второй — сдержанно ругать. Помню своё обратное впечатление: лубочный «Остров» и по-настоящему страшный «Царь».

«Царя» ругали за неисторизм, писали статьи и даже снимали (уже позже) ролики о том, что всё было не так, всё не по документам и вообще, Иван Грозный — царь прогрессивный, собиратель земель русских. По такой логике писать и снимать на историческом материале вообще нежелательно — в источниках не зафиксировано, чтоб Пугачёв рассказывал сказку о Вороне и Орле, а дворцовые журналы посещений не отмечают среди просительниц Екатерины никакой Маши Мироновой.

О том, что первоисточник фильма создан Алексеем Ивановым, узнал совсем недавно. Решил прочесть — роман малоизвестный, а загадка грозного царя мучит русских литераторов ещё с «Князя Серебряного» (замечательный «Тайный год» Михаила Гиголашвили написан на ту же тему).

Замечу мимоходом — царь Иван в нашей литературе был страшен всегда. Как бы историки и просто ушлые люди ни доказывали, что Ирод — крепкий хозяйственник и верный патриот Рима, в одной книге давно сказано: послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже. Даже не пытайтесь продвигать свои версии, господа.

«Летоисчисление» выросло из сценария, и оттого роман носит несколько плакатный характер. Это легко могла бы быть пьеса. На мой взгляд, историческому роману такое даже на пользу: многостраничное описание пейзажей и антуражей с неизбежным ворохом архаизмов и густопсовым бытом зачастую лишь затягивает повествование. Василий Ян не даст соврать.

В предисловии прямым текстом сказано, что это роман-мистерия; в концепцию это вписывается идеально. Мистерия предполагает наличие высших сил и чудес. Царица превращается в Саранчу, Христос хоронит русских ратников, а в столице поселяется Сатана (натурально — не обаятельный Воланд).

Вехи митрополита явственно намекают на житие святого, а с Иоанном всё ещё прозрачнее — творящий беззакония и возомнивший себя Христом царь не просто символизирует Антихриста — он становится им наяву.

Лаконична и страшна концовка — этакий привет пушкинскому «Борису Годунову».

Алексей Иванов, как всегда, замечательно рассказывает истории. Фантасмагория о дьявольской природе безграничного самовластья не претендует на универсальность, на масштабное исследование, на «широкое эпическое полотно». Она ценна как чёрная фреска, как вызов духов морока; чем фантастичнее детали, тем нагляднее и убедительнее «Летоисчисление от Иоанна» — хорошая книга о неизбывной русской боли.

Иван Родионов,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…