Войдите в таинственную часовню, где свет приглушён, а молитвы звучат из самого сердца… Или положите красные розы на мрамор чужого надгробия: он не сделается теплее. Как день, который – в обыденном варианте, есть самая страшная драма – по утверждению несчастной Эмили Дикинсон.

А может быть: счастливой – тем космосом счастья, какое позволяет почувствовать прикосновение к мировому духу, какое она, не стяжавшая земной славы, и, вероятно, не очень стремившаяся к ней, познала… даже не прикосновением, а полным растворением в нём: ибо писала постоянно, растя прихотливые цветы своих стихов: истово, истинно и нежно.

Вот все — что я тебе принесла!

Это — и сердце мое.

Это — и сердце мое — все поля —

Летних лугов разлет.

А если хочешь сумму узнать —

Пересчитай подряд

Это — и сердце мое — всех

Пчел — Что в Клевере гудят.

(пер. В. Марковой)

Краткие, как правило, стихи Дикинсон сработаны из самородных камней перенапряжённых чувств, и своеобразие пунктуации, исправленной в единственной прижизненной публикации, не просто подчёркивает своеобычное обаяние стихов, но служит подтверждением сложности лабиринта, которым придётся идти…

Пчёлы – это волшебные, летающие цветы – возникают естественно, символизируя мёд: к тому же – духовного наполнения, редко вообще встречающийся, мало кому дающийся…

И клевер, становящийся персонажем, недаром пишется с большой буквы, как неповторимое имя.

…ребёнок входит в лес:

Я ограбила Лес —

Простодушный Лес.

С доверчивых ветвей

Сокровища их срывала

По прихоти своей.

Там высмотрю мох —

Здесь колючий каштан —

Схвачу — унесу домой.

Что скажут мне строгие Сосны?

Что скажет Дуб вековой?

(пер. В. Марковой)

Ребёнок, способный слышать голоса сосны и дуба: разумеется, с больших букв; ребёнок, живущий стихом – и ради того, чтобы слагать стихи…

Скорбь рисуется на заднем плане: именно она даёт ощущение таинственной, тихой часовни, и роз, положенных на мрамор чужого надгробия.

…она сотворила эпос – Эмили Дикинсон – огромной суммой кратких своих стихотворений, живописующих детский микрокосм и космос всеобщности, растения, вмещённые в разные формулы строк, тончайшие оттенки умонастроений, онтологию ощущений, краски красоты…

Отчаянье… без отчаяния бьёт в колокола реальности:

Я все потеряла дважды.

С землей — короткий расчет.

Дважды я подаянья просила

У господних ворот.

Дважды ангелы с неба

Возместили потерю мою.

Взломщик! Банкир! Отец мой!

Снова я нищей стою.

(пер. В. Марковой)

Возможно, имеется в виду нищета духом?

Та, что превращает душу в пустой, чистый сосуд, готовый наполнится волшебным содержанием свыше?

Не ответить…

Стихи, свидетельствуя о космосе духа, живут в плазме бытия: мощные стихи, сложившиеся в эпос Эмили Дикинсон.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here