Войдите в таинственную часовню, где свет приглушён, а молитвы звучат из самого сердца… Или положите красные розы на мрамор чужого надгробия: он не сделается теплее. Как день, который – в обыденном варианте, есть самая страшная драма – по утверждению несчастной Эмили Дикинсон.
А может быть: счастливой – тем космосом счастья, какое позволяет почувствовать прикосновение к мировому духу, какое она, не стяжавшая земной славы, и, вероятно, не очень стремившаяся к ней, познала… даже не прикосновением, а полным растворением в нём: ибо писала постоянно, растя прихотливые цветы своих стихов: истово, истинно и нежно.
Вот все — что я тебе принесла!
Это — и сердце мое.
Это — и сердце мое — все поля —
Летних лугов разлет.
А если хочешь сумму узнать —
Пересчитай подряд
Это — и сердце мое — всех
Пчел — Что в Клевере гудят.
(пер. В. Марковой)
Краткие, как правило, стихи Дикинсон сработаны из самородных камней перенапряжённых чувств, и своеобразие пунктуации, исправленной в единственной прижизненной публикации, не просто подчёркивает своеобычное обаяние стихов, но служит подтверждением сложности лабиринта, которым придётся идти…
Пчёлы – это волшебные, летающие цветы – возникают естественно, символизируя мёд: к тому же – духовного наполнения, редко вообще встречающийся, мало кому дающийся…
И клевер, становящийся персонажем, недаром пишется с большой буквы, как неповторимое имя.
…ребёнок входит в лес:
Я ограбила Лес —
Простодушный Лес.
С доверчивых ветвей
Сокровища их срывала
По прихоти своей.
Там высмотрю мох —
Здесь колючий каштан —
Схвачу — унесу домой.
Что скажут мне строгие Сосны?
Что скажет Дуб вековой?
(пер. В. Марковой)
Ребёнок, способный слышать голоса сосны и дуба: разумеется, с больших букв; ребёнок, живущий стихом – и ради того, чтобы слагать стихи…
Скорбь рисуется на заднем плане: именно она даёт ощущение таинственной, тихой часовни, и роз, положенных на мрамор чужого надгробия.
…она сотворила эпос – Эмили Дикинсон – огромной суммой кратких своих стихотворений, живописующих детский микрокосм и космос всеобщности, растения, вмещённые в разные формулы строк, тончайшие оттенки умонастроений, онтологию ощущений, краски красоты…
Отчаянье… без отчаяния бьёт в колокола реальности:
Я все потеряла дважды.
С землей — короткий расчет.
Дважды я подаянья просила
У господних ворот.
Дважды ангелы с неба
Возместили потерю мою.
Взломщик! Банкир! Отец мой!
Снова я нищей стою.
(пер. В. Марковой)
Возможно, имеется в виду нищета духом?
Та, что превращает душу в пустой, чистый сосуд, готовый наполнится волшебным содержанием свыше?
Не ответить…
Стихи, свидетельствуя о космосе духа, живут в плазме бытия: мощные стихи, сложившиеся в эпос Эмили Дикинсон.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик