«ЖИЗНЬ ВАЖНЕЕ ИСКУССТВА»

Просмотры 66

К 80-летию заслуженного артиста России Петра Зайченко

80 лет назад, 1 апреля 1943 г., родился заслуженный артист Российской Федерации, наш земляк, Петр Петрович Зайченко.

Детство и юность Петр провел в селе Кайсацком Палласовского района Сталинградской области, в семье своего дедушки Пантелея Ивановича, с бабушкой, мамой и сестрой. Его отец погиб на фронте, так и не узнав о рождении сына. Петр закончил десять классов школы, потом учился в Волгоградском культпросветучилище, затем, после армии, учился в Саратовском театральном училище имени Слонова, которое окончил с отличием. Работал в Волгоградском драматическом театре имени Горького, далее чтецом – мастером художественного слова высшей категории в Волгоградской областной филармонии.

Когда в 1971 г. в Саратовское театральное училище приехала комиссия для набора актеров в Волгоградский драматический театр, она не знала, что один из двух выбранных молодых актеров – Петр Петрович – возвращается на родину. В то время, у театра были не простые времена, Зайченко об этом знал, но его это не пугало.

Первой ролью Петра Зайченко в театре была роль Замполита в спектакле «Сталинградский дневник» по дневникам Первого секретаря Сталинградского Обкома и Горкома ВКП(б) Чуянова. Получив роль, где за титульным листом находился ещё один лист, а значит роль с текстом, актер радовался небывалой удаче – ему, начинающему актеру, доверили играть Замполита, да ещё и со словами! Когда страница была перевернута, Петр увидел, что за титульным листом следовал чистый лист без слов.  Спросить было не у кого — идёт репетиция. Прошло несколько часов томительного ожидания, прежде чем выяснилось, что играть придётся мёртвого Замполита.

С 1974 г. Петр Петрович работал в Волгоградской филармонии чтецом – мастером художественного слова. Будучи неравнодушным к отечественной литературе, он читал со сцены произведения: «Толстолобый» Фазиля Искандера; «Я пришел дать вам волю», «До третьих петухов» Василия Шукшина; «Холстомер» Льва Толстого и другие произведения, исполняя не чтецкие программы в привычном понимании, а как бы играя в театре одного актера. И его «сцена» была не только в здании филармонии. Он объездил все уголки Волгоградской области, выступая в районных центрах, многих селах, поселках, станицах, хуторах, профилакториях, воинских частях и даже в колхозах – на стрижке овец, уборке урожая, в мастерских.

Любовь к литературе сыграла в судьбе Петра Петровича Зайченко немаловажную роль: будучи очарованным творчеством Шукшина, чувствуя единомыслие с автором, Петр Петрович написал ему письмо. Шукшин был тронут письмом, и они в итоге встретились в Волгоградской области, где Василий Шукшин в это время снимался в фильме «Они сражались за Родину». Шукшин хотел пробовать Зайченко в фильме «Брат мой», но не успел, так как через несколько дней умер. А через десять лет Петра Зайченко пригласил на съемки своего фильма «Парад планет» режиссер Вадим Абдрашитов, который подбирая актеров, обнаружил в «Мосфильме» карточку актера, заведенную на него Василием Шукшиным.

Вадим Абдрашитов так писал о Зайченко: «Я случайно встретил этого актера и, к счастью, сразу поверил в него. Рад, что удалось на худсоветах доказать его творческую состоятельность и необходимость работать в нашем фильме.

Он очень своеобразен и колоритен. Сейчас, когда ведутся споры о об актерской выразительности, П. Зайченко являет собой пример актера подлинной, яркой выразительности, четкого характерного рисунка, что, конечно напоминает классические образцы советской актерской киношколы.

Он очень пластичен. У него яркое движение.

Он, конечно запоминается во всем, что делает на экране, когда по-раблезиански сочно и выпукло бежит, ведёт мотоцикл, стреляет из автомата, тянет пушку, плавает, танцует.

Вот актер, с которым при полном почти отсутствии текста можно выстраивать характер только за счет внешней экспрессивной выразительности. Как, увы, это редко встречается в современном нашем кино и театре!

Он чрезвычайно добросовестен и дисциплинирован, внимателен и вдумчив. Ему было трудно сниматься первые две-три смены, перед кинокамерой он был впервые. Но совсем быстро и уверенно он освоился, стал работать легко и просто, прекрасно разбираясь в мизансцене и хорошо чувствуя партнеров. И все-таки поразительно, что, снявшись в окружении опытнейших известных мастеров – О. Борисова, С. Шакурова, С. Никоненко, Петр Зайченко нигде и ни в чём им не уступил. Он абсолютно на равных с ними существует, я бы сказал, живёт в картине.

Надо вспомнить его замечательный раскатистый голос, который остаётся, что называется, на слуху, потому что опять-таки ярко выразителен и индивидуален. И добавить, что он сам себя прекрасно озвучил, впервые занявшись этим опять-таки на «Параде планет».

С фильма «Парад планет» началась успешная карьера Петра Зайченко в кинематографе. Он снялся в 59 картинах, хотя и дебютировал в 40 лет, что для актера не является ранним началом.

Свой стремительный старт в кино Зайченко описывал так: «То, что роли у меня хорошие, это спасибо крестному отцу в кино Вадиму Абдрашитову. Я дебютировал у него в «Параде планет», и как-то с тех пор пошло приятное для меня понятие – абдрашитовский актер. Это помогло в дальнейшем – Лунгин был на премьере «Парада планет», запомнил, что есть такой Петр Зайченко. Потом получился Канн, в Канне Габриэль посмотрел «Такси-блюз», успех, он решил – надо его снять. А как меня снять, если я ни на испанском, ни на французском сыграть не могу? Он придумал сценарий, где человек без языка может играть главную роль».

А так отзывался об актере аргентинский режиссер Энрике Габриэль «…Мне импонируют золотое сердце этого большого русского актера, широта его души и щедрый талант…».

Среди самых знаменитых картин, с участием Петра Петровича Зайченко, можно выделить такие как: «Богатство», «Гроза над Русью», «Дальнобойщики», «Концерт для крысы», «Крапачук», «Крестоносец», «Мусульманин», «Охота на зайцев», «Плюмбум, или Опасная игра», «Русский бунт», «Сибирь. Монамур», «Такси-блюз», «Тарас Бульба» и другие.

Петр Зайченко обладатель медали «За трудовую доблесть»; премии волгоградского конкурса «Провинциальная муза» «Человек года – 97»; лауреат множества призов: «За мужскую роль» на Международном кинофестивале в Испании за фильм «Крапачук» (1993 г.); им. Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль» на кинофестивале «Дух огня»       (2011 г.); им. Анатолия Папанова «За лучшее исполнение мужской роли» на кинофестивале «Золотой Феникс» (2012 г.); им. Михаила Ульянова «За лучшую мужскую роль» на кинофестивале «Московская премьера» (2012 г.); «За лучшую мужскую роль» на православном кинофестивале «Встреча» (2012 г.); «За выдающееся актерское мастерство» на фестивале российского кино «Окно в Европу»  (2012 г.); «За лучшее исполнение мужской роли» на международном кинофестивале стран Арктики «Северное сияние» (2012 г.)

Он был человеком выдающейся внешности, неповторимых манер, смелым, добрым, находчивым. Например, иной раз сам додумывал своему герою текст или какое-либо действие, одобряемое сценаристом  и режиссером. На съемках не гнушался того, чтобы помочь перенести декорации. Отказывался от каскадера и сам полностью исполнял роль. После окончания съемок поддерживал хорошие отношения со своими собратьями по сцене, в том числе в переписке. Его любили как зрители, так и сослуживцы по кинематографу. Став звездой мировой величины, Петр Петрович Зайченко не утратил своей простоты и непосредственности. На своё 60-летие на пригласительном билете на юбилейный вечер он поместил такие слова: «И подводя итоги жизни всей, скажу: «Кино, спасибо за друзей!».

Умер Петр Петрович Зайченко 21 марта 2019 г., в возрасте 76 лет, похоронен в Волгограде на главной аллее Дмитриевского кладбища.

В Государственном архиве Волгоградской области в составе «Коллекции документов деятелей литературы и искусства» имеется фонд личного происхождения — киноактера Петра Зайченко. Материалы фонда содержат в себе разнообразную информацию о жизни и творчестве нашего выдающегося земляка, и будут интересны не только деятелям искусства, но и широкому кругу исследователей.

Марина Пазухина,

главный специалист  ГКУ ВО «Государственный архив  Волгоградской области     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

ВЕЧНЫЙ МАСТЕР МИСТИКИ И ФИЛОСОФИИ

Памяти Михаила Афанасьевича Булгакова Максудов, не слишком вписывающийся в реальность, предложенную окрест, к тому ж… и высмеять её хочется, не смог встретиться со своим вариантом Воланда, оставаясь в пределах условной…

ОТ ШУРОЧКИ АЗАРОВОЙ ДО ЛЕДИ МАКДУФ: МНОГОГРАННАЯ ГОЛУБКИНА В ИСКУССТВЕ

Памяти Ларисы Ивановны Голубкиной (09.03.1940 — 22.03. 2025) Прелестна Шурочка Азарова – и каково восхитительное, изящное раздвоение: как из обворожительной девицы, словно пронизанной токами любви, становится корнетом – задорным и…

ГЕНИАЛЬНЫЙ СМОКТУНОВСКИЙ: РАСКРЫТИЕ РОЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДУШЕВНУЮ ГЛУБИНУ

Словно голос несколько опережал человека — волшебно-необычный, шероховатый и бархатный  одновременно. Князь Мышкин, сгустком христовой силы, воплощённой земным вариантом бытия в девятнадцатом веке, проявился в И. Смоктуновском так, словно и…