
Маша Рупасова, «С неба падали старушки». Издательство АСТ, 2019 год.
С чем-чем, но с детской литературой в нашей стране проблем не было, кажется, никогда. Россыпь детских классиков на любой возраст! Однако одна лакуна всё же волей-неволей образовалась. Речь идёт о стихах для дошколят…
Начнём уверенно и с мастодонтов: Чуковский, Барто, Маршак, Михалков… Хм, а дальше? Маяковский и Хармс для детей. Мориц, Остер, Усачёв. Заходер, Берестов, Благинина, Александрова и Аким. И тяжёлая артиллерия — Пушкин, Ершов и Крылов.
Это навскидку. Вроде бы и много, а вроде и нет.
В советское время сильных детских поэтов было много, да вот беда — переиздают многих из них мало и неохотно. Можно, конечно, пойти в библиотеку, найти текст в интернете, порыться в кладовке и извлечь на свет Божий любимую книгу пятидесятилетней давности, которая уже обрела оттенки сепии. Наверное, там будут ещё и какие-нибудь конструктивистские рисунки.
Всё это замечательно, но ребёнку с определённого возраста необходимо держать книгу в руках, листать её, рассматривать иллюстрации — ни окошко в браузере, ни пыльные фавориты нашего счастливого детства здесь не помощники.
Что поделать, ведь сейчас пишут для детей «всякую ерунду». Или нет?
Ищите и обрящете, как говорится.
Да, сейчас поставлено на поток всякое криво срифмованное безобразие (как правило, прикладного свойства – «любите маму, мойте руки с мылом»), которое вкупе с аляповатыми компьютерными иллюстрациями (и огромными монструозными вращающимися во все стороны глазами) зачастую отвращает родителей от современной детской поэзии. Лучше, конечно, перечитать Корнея Иваныча и Агнию Львовну.
К сожалению, в этом пёстром книгошуме теряется много прекрасных авторов. Были прекрасные сборники «Классики». Ой, а когда это? Лет двадцать, а то и тридцать назад…
Уверен, достойных авторов много и сейчас. Одного из них могу назвать — это Маша Рупасова.
Уверен, многие читали известное:
Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла.
В интернет.
Мама ищет
В интернете,
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами
Водит —
Что там в мире
Происходит?
Мама, я тебе
Скажу!
В мире
Я происхожу!
Так вот, это она.
В стихах Маши Рупасовой нет сюсюкающей морали, назойливой назидательности. Не боится она и затрагивать темы грустные, трагические даже — поэт знает, что ребенок не должен пребывать в вечном «позитиве» — душа обязана трудиться.
И то непонятное, ладно-фонетическое и похожее на заклинания, что заставляет некоторых взрослых неуклюже хохмить над Хармсом или даже Чуковским (ужасная взрослая пошлость: «Что курил автор?») у Маши Рупасовой тоже есть. Детским стихам нужно это иррациональное ритмичное проборматывание — басни с очевидной моралью идут совсем по другому ведомству:
Это знает
стар и млад:
Жил на горке
Мармелад —
В мармеладном теремке
От реки невдалеке.
Как-то утром
Спозаранку
Он
Катил
Домой
Баранку,
Ведь была
Ему нужна
Круглобокая жена.
Он катил её, катил…
И случайно отпустил!
И баранка мимо —
Ух!
И с обрыва в реку —
Плюх!
— Ну и ладно-мармеладно! —
Подтянул жених
Штаны.
— Ну и ладно-мармеладно,
Обойдёмся
Без жены.
Это я к чему. Не следует проецировать нашу ограниченную взрослую логику на детские книги — там всё работает не так. Сказка и детское стихотворение дают ребёнку не мораль или полезную информацию, но чудо — ускользающее, не поддающееся объяснению.
В стихотворениях Маши Рупасовой такие чудеса имеются, и с лихвой — будь то сыплющиеся с неба старушки или превращающиеся в облака рыбы с магазинной витрины.
А это уже дорогого стоит.
Иван Родионов,
поэт, эссеист, литературный критик