Маша Рупасова, «С неба падали старушки». Издательство АСТ, 2019 год.

С чем-чем, но с детской литературой в нашей стране проблем не было, кажется, никогда. Россыпь детских классиков на любой возраст! Однако одна лакуна всё же волей-неволей образовалась. Речь идёт о стихах для дошколят…

Начнём уверенно и с мастодонтов: Чуковский, Барто, Маршак, Михалков… Хм, а дальше? Маяковский и Хармс для детей. Мориц, Остер, Усачёв. Заходер, Берестов, Благинина, Александрова и Аким. И тяжёлая артиллерия — Пушкин, Ершов и Крылов.

Это навскидку. Вроде бы и много, а вроде и нет.

В советское время сильных детских поэтов было много, да вот беда — переиздают многих из них мало и неохотно. Можно, конечно, пойти в библиотеку, найти текст в интернете, порыться в кладовке и извлечь на свет Божий любимую книгу пятидесятилетней давности, которая уже обрела оттенки сепии. Наверное, там будут ещё и какие-нибудь конструктивистские рисунки.

Всё это замечательно, но ребёнку с определённого возраста необходимо держать книгу в руках, листать её, рассматривать иллюстрации — ни окошко в браузере, ни пыльные фавориты нашего счастливого детства здесь не помощники.

Что поделать, ведь сейчас пишут для детей «всякую ерунду». Или нет?

Ищите и обрящете, как говорится.

Да, сейчас поставлено на поток всякое криво срифмованное безобразие (как правило, прикладного свойства – «любите маму, мойте руки с мылом»), которое вкупе с аляповатыми компьютерными иллюстрациями (и огромными монструозными вращающимися во все стороны глазами) зачастую отвращает родителей от современной детской поэзии. Лучше, конечно, перечитать Корнея Иваныча и Агнию Львовну.

К сожалению, в этом пёстром книгошуме теряется много прекрасных авторов. Были прекрасные сборники «Классики». Ой, а когда это? Лет двадцать, а то и тридцать назад…

Уверен, достойных авторов много и сейчас. Одного из них могу назвать — это Маша Рупасова.

Уверен, многие читали известное:

Мама дома?

Мамы нет.

Мама вышла.

В интернет.

Мама ищет

В интернете,

Как дела

На белом свете.

Кофе пьет,

Глазами

Водит —

Что там в мире

Происходит?

Мама, я тебе

Скажу!

В мире

Я происхожу!

Так вот, это она.

В стихах Маши Рупасовой нет сюсюкающей морали, назойливой назидательности. Не боится она и затрагивать темы грустные, трагические даже — поэт знает, что ребенок не должен пребывать в вечном «позитиве» — душа обязана трудиться.

И то непонятное, ладно-фонетическое и похожее на заклинания, что заставляет некоторых взрослых неуклюже хохмить над Хармсом или даже Чуковским (ужасная взрослая пошлость: «Что курил автор?») у Маши Рупасовой тоже есть. Детским стихам нужно это иррациональное ритмичное проборматывание — басни с очевидной моралью идут совсем по другому ведомству:

Это знает

стар и млад:

Жил на горке

Мармелад —

В мармеладном теремке

От реки невдалеке.

Как-то утром

Спозаранку

Он

Катил

Домой

Баранку,

Ведь была

Ему нужна

Круглобокая жена.

Он катил её, катил…

И случайно отпустил!

И баранка мимо —

Ух!

И с обрыва в реку —

Плюх!

— Ну и ладно-мармеладно! —

Подтянул жених

Штаны.

— Ну и ладно-мармеладно,

Обойдёмся

Без жены.

Это я к чему. Не следует проецировать нашу ограниченную взрослую логику на детские книги — там всё работает не так. Сказка и детское стихотворение дают ребёнку не мораль или полезную информацию, но чудо — ускользающее, не поддающееся объяснению.

В стихотворениях Маши Рупасовой такие чудеса имеются, и с лихвой — будь то сыплющиеся с неба старушки или превращающиеся в облака рыбы с магазинной витрины.

А это уже дорогого стоит.

Иван Родионов,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here