«Какая странная планета! – подумал Маленький принц. – Совсем сухая, вся в иглах и соленая. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь…»

К 120-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

«Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.

– Добрый вечер, – сказал на всякий случай Маленький принц.

– Добрый вечер, – ответила змея.

– На какую это планету я попал?

– На Землю, – сказала змея. – В Африку.

– Вот как. А разве на Земле нет людей?

– Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.

Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.

– Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, – задумчиво сказал он. – Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета – прямо над нами… Но как до нее далеко!

– Красивая планета, – сказала змея. – А что ты будешь делать здесь, на Земле?

– Я поссорился со своим цветком, – признался Маленький принц.

– А, вот оно что…

И оба умолкли.

– А где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц.

– В пустыне все-таки одиноко…

– Среди людей тоже одиноко, – заметила змея.

Маленький принц внимательно посмотрел на нее.

– Странное ты существо, – сказал он. – Не толще пальца…

– Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, – возразила змея.

Маленький принц улыбнулся.

– Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет.

Ты и путешествовать не можешь…

– Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, – сказала змея.

И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.

– Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, – сказала она. – Но ты чист и явился со звезды…

Маленький принц не ответил.

– Мне жаль тебя, – продолжала змея. – Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…

– Я прекрасно понял, – сказал Маленький принц. – Но почему ты все время говоришь загадками?

– Я решаю все загадки, – сказала змея. И оба умолкли».

Экзюпери, «Маленький принц»

…Как скаламбурил однажды Анатолий Мариенгоф, отвечая на вопрос читателей «писателями рождаются или делаются?»: «Сначала делаются – потом рождаются». Писателями действительно скорее становятся, чем рождаются, и есть профессии, исправно поставляющие претендентов на вершины литературного Олимпа. Это, конечно, журналисты, это, безусловно, полицейские, это в значительной степени врачи и, чуть в меньшей, преподаватели… И есть профессии, из которых писатели выходят редко: например, ну, скажем, портные или, допустим, штукатуры… летчики вот тоже… Хотя, насчет последних, это мы погорячились: любой назовет с ходу Антуана де Сент-Экзюпери́, а далее затрудниться. Хотя летное дело в полной мере освоил Василий Васильевич Каменский – известный русский поэт-футурист, который, помимо всего прочего, впервые ввел в обиход слово «самолёт»; лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Фолкнер, в свое время записавшийся добровольцем в Королевские военно-воздушные силы Канады и поступивший в лётную военную школу британской армии в Торонто; Автор книги «Чарли и шоколадная фабрика» Роальд Даль – истребитель, на счету которого несколько сбитых нацистских самолетов во время Второй Мировой войны; летчик-истребитель Ричард Бах. В какой-то мере можно назвать писателями и Чарльза Линдберга, и Амелию Эрхарт… но самым знаменитым летчиком-писателем остается Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери.

В этом году, 29 июня, исполнилось 120 лет со дня рождения автора «Маленького принца», «Планеты людей», «Ночного полета», «Южного почтового» и других произведений Антуана Сента-Экзюпери.

…Две страсти имели Экзюпери с детства: небо и книги. Авиация и литература. Победило небо, победили самолеты: в 1921-й, когда его призвали в армию, юноша записался на курсы пилотажа, потом попросился во 2-й полк истребительной авиации, дислоцирующийся в Страсбурге. Сначала он получил удостоверение гражданского летчика. После перевода в Марокко получил право пилотировать военные самолеты.

Затем Антуан Экзюпери повышал квалификацию на курсах офицеров, получил звание младший лейтенант. Служил в 34-м авиационном полку в Бурже, близ Парижа. В начале 1923-го года, во время одного из рейсов Сент-Экзюпери попал в свою первую авиакатастрофу, которая закончилась для него черепно-мозговой травмой, и он был комиссован. Распрощавшийся так быстро с небом и удрученный Антуан переехал в Париж, где решил посвятить себя второй своей страсти. Однако на литературном поприще на первых порах у него дела пошли не так хорошо, как ранее с авиацией. Хотя еще когда Антуан учился в колледже, написанная им сказка «Одиссея цилиндра» победила в литературном конкурсе. Но успех молодости удалось закрепить значительно позже.

Сначала получилось, волею судьбы, «сращение» двух его страстей. Экзюпери с помощью знакомых устроился в авиакомпанию «Аэропошталь» на должность механика. Весной 1926 года он стал пилотом корабля, занимавшегося доставкой почты. Первым произведением, получившим признание, стал роман «Южный почтовый», написанный в Африке – пилотом и литератором в одном лице, начальником аэропорта в Кап-Джуби на краю Сахары Антуаном Экзюпери.

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота, затем он отправился в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста – Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга, лётчика Анри Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В том же году Сент-Экзюпери написал роман «Ночной полёт» и познакомился со своей будущей женой – Консуэло из Сальвадора.

В 1931 году компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом, Сент-Экзюпери вернулся в качестве пилота на почтовую линию Франция – Африка и обслуживал отрезок Касабланка – Порт-Этьенн – Дакар. В октябре 1931 года вышел в свет роман «Ночной полёт», за который писатель был удостоен литературной премии «Фемина».

С февраля 1932 года Экзюпери работал в авиакомпании Латекоэра; в качестве второго пилота летал на гидроплане, обслуживавшем линию Марсель – Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. С 1934 года Экзюпери работал в авиакомпании «Эр Франс», совершал поездки в Африку, Индокитай и другие страны. В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм.

Став владельцем собственного самолета, Сент-Экзюпери в конце декабря 1935 года предпринял попытку поставить рекорд при перелёте Париж – Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, едва избежав гибели. Он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами 1 января 1936 года.

В августе 1936 года, в качестве корреспондента газеты «Энтрансижан», Экзюпери отправился в Испанию, где шла гражданская война, и опубликовал в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года на борту лайнера «Иль де Франс» Экзюпери отправился в Нью-Йорк, где приступил к работе над сборником автобиографических эссе «Планета людей». С 15 февраля он начал перелёт Нью-Йорк – Огненная Земля, но потерпел тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливал здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Роман «Военный летчик» Экзюпери писал под впечатлением событий Второй мировой войны, в которых принимал непосредственное участие. Во Франции книгу запретили, зато в Америке она пользовалась невероятным успехом. И именно по заказу одного из американских издательств, Экзюпери сел за написание сказки. Благодаря этому мир получил «Маленького принца» с иллюстрациями самого автора. После выхода «Маленького принца» на Сент-Экзюпери свалилась мировая слава. В 1948 году вышло последнее произведение Экзюпери – «Цитадель», но самого автора к тому времени вот уже около четырех лет как не было в живых.

Обстоятельства гибели Экзюпери – предмет многих исследований и не меньшего количества спекуляций.

Фактов же не так много: Сент-Экзюпери добровольцем служил в авиачасти дальней разведки – и напрасно его пытались отговорить от участия в войне против Германии. В одном из писем в ноябре 1939 года он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, – под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это».

Сент-Экзюпери совершил несколько боевых вылетов, выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США, где и написал «Маленького принца», опубликованного годом позже на французском и английском языках – к слову, в родной Франции сказка была издана только в 1946 году. В 1943 году он вступил в «Сражающуюся Францию» генерала Шарля де Голля и с большим трудом добился своего зачисления в боевую авиационную часть.

В последний день июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт, из которого не вернулся.

Дальнейшие десятилетия все, кому не лень, высказывали предположения, более направленные на самопиар, нежели на поиск истины. Только в 1998 году в море близ Марселя были обнаружены обломки самолета, с 99,9 процентной точностью указывающие на гибель Антуана Экзюпери. Был ли сбит его самолет или упал в море в виду технической неисправности – об этом еще долго будут спорить исследователи и к ним примкнувшие.

«Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней ложное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места».

Александр Рувинский,

член Союза писателей России

Подробнее – в рубрике ВОУНБ им. М. Горького «Хронограф» http://www.vounb.volgograd.ru/?option=view_post&i..

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Это здорово, что мир получил однажды «Маленького принца»! Интересная статья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here