БАСИЛАШВИЛИ МНОГОЛИКИЙ

Просмотры 57

К 90-летию Олега Басилашвили

Вот он – Воланд, не сильно соответствующий булгаковскому описанию, но так прочно сжимающий метафизический жезл власти в руке, что веришь безоговорочно. Вот он – граф Призоров: живущий на двух планах: аристократ, словно замкнутый в ауре беспрекословного достоинства, и – современный оборванец пропойца, доказующий сквозную сущность времени. Басилашвили разный.

Равно – великолепный: лизоблюд и вечно гнущийся карьерист из «О бедном гусаре замолвите слово», а вот – Игорь Семёнович из «Ликвидации»: старик-ясновидец: таинственный, окружённый не зримым, но ощущаемым сиянием эзотерики.

Разный – и всегда узнаваемый: все, порой диаметрально противоположные роли, остро стянуты золотыми нитями индивидуальности.

…Москва, как родина, эвакуация в Тбилиси, школа-студия МХАТ…

Этапы.

Периоды созревания – дара в человеке-артисте.

БДТ – как та сцена, что становится родной, позволяя в наибольшей мере раскрыть ракурсы дарования; Серпуховский из невероятной «Истории лошади» — умирающий до смерти, привыкший барствовать, не задумываясь, глубокий, как бездна – в исполнение Басилашвили.

Он же – завиральная фитюлька, подвижней ртути Хлестаков, хлещущий в пустоту словами, и – власть собой воплотивший Людовик Великий из булгаковского «Мольера»…

Громы может метать, а может – стелиться – травкой под ветром: онтологический актёр, тайны бытия познавший, делящийся знанием через образ и мастерство.

Джингл не подведёт.

А Илл узнает расплату: всегда будет, надо только дождаться, хотя и не хочется.

Бузыкин жалок, вместе столь родной, не решительный, вдруг взрывающийся бунтом, невероятный и такой обыденный; и сколь вальяжен пианист, едущий на предпосадочное свидание к отцу, совершенно не ожидавший такого любовного поворота судьбы.

Басилашвили создал космос людей.

Он создал галерею персонажей: одаривая зрительские сердца возможностью светового роста.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

ГЕНИАЛЬНЫЙ СМОКТУНОВСКИЙ: РАСКРЫТИЕ РОЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДУШЕВНУЮ ГЛУБИНУ

Словно голос несколько опережал человека — волшебно-необычный, шероховатый и бархатный  одновременно. Князь Мышкин, сгустком христовой силы, воплощённой земным вариантом бытия в девятнадцатом веке, проявился в И. Смоктуновском так, словно и…

СИЛА ПРОЗЫ РАСПУТИНА: КОГДА СЛОВА ЗВУЧАТ, КАК ЖИЗНЬ

Тертые его тома; словно опыт, пропущенный через жернова народной скорби, жил и в Распутине, определяя дыхание его книг. Вместе – словесная мощь, неспешность повествования, крупная и круглая детализация всего окрестного…

МАГИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЮЛИИ БОРИСОВОЙ

К СТОЛЕТИЮ Ю. БОРИСОВОЙ Настасья Филипповна, онтологически прожигая очами реальность, не слишком благосклонную к большинству, словно казнит её – своей эксцентрикой и красотою. В сто слоёв делала роль Ю. Борисова:…