Шаламов… Трудно читать его прозу, больно; будто жёсткою шероховатостью фраз стремится вскрыть грудную клетку, прикоснуться к вашему, ничего не знающему сердцу, заставить его работать исступлённо…

Больно.

Трудно.

«Колымские рассказы» построенные с предельной достоверностью и максимальной художественностью, — и: требуют максимальной работы души.

Вместе – иначе оценивается понятие «лапидарность»: оно предельно, словно максимы вырезаются на камнях вечности, дабы не стёрли их уже никакие мхи…

Язык сух, как стрептоцид.

Он собирает в себе столько боли, сколько возможно вобрать, совершая путешествие по свету, наименованное жизнь: и, вобрав, необходимо поделиться, чтобы и другие поняли: лагерный опыт не имеет и крошки позитива.

Вообще.

Никакой.

А тело еле живёт: словно живёт единственной целью: сохранить душу, которая не готова ещё к уходу.

А тело живёт физиологически, инстинктивно, противостоя другим телам, желающим его погибели.

«Колымские рассказы», «Левый берег»…

Книги обвиняющей правды.

Тон «Воскрешения лиственницы» более мягок, словно чуть сглаживаются углы.

Хотя…нет, конечно – те углы не сгладить уже никогда…

Разворачиваются ленты поэзии В. Шаламова, испещрённые тяжёлыми письменами…

Кровь тут – самое подходящее вещество для письма; и стихи, сочетая ту же жёсткость, что присуща прозе Шаламова, с яркостью красок, — интенсивны эмоционально и интеллектуально.

Я беден, одинок и наг,

Лишен огня.

Сиреневый полярный мрак

Вокруг меня.

Я доверяю бледной тьме

Мои стихи.

У ней едва ли на уме

Мои грехи.

И бронхи рвет мои мороз

И сводит рот.

И, точно камни, капли слез

И мерзлый пот.

Скупо и страшно: с энергией только самых необходимых слов…

Вот стланик живописуется: будто живой, сопоставимый с повадками и бытованием людей, и по тянущимся линиям стланика пробегают обжигающие накаты мирового огня…

Шаровая бездна юдоли: узнанное Шаламовым стало кровоточащей навсегда, своеобразной эпопеей века, в жестокости и экспериментах над людьми превзошедшего все былые, вместе взятые.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here