Кинорежиссёр Довженко… вёл дневник всю жизнь, фиксируя многое нелицеприятно: не так, как требовала официальная советская историография и основополагающая доктрина, поэтому дневник Довженко, признанного классиком при жизни, опубликован был полностью, без изъятий только в 2013 году…

«Земля» начинается феноменально: простая ясность с которой уходит в смерть крестьянин, отдаёт толстовской высотой звучания; впрочем, мука Толстого здесь исключается – чистота прожитой жизни крестьянина говорит сама за себя; и то, что сын просил дать знак, куда попадёт: в ад ли? в рай – свидетельствует о вечной вибрации общего, человеческого: сколькие договаривались о подобной вести…

…может быть, получал кто-то?

…он сам был из крестьян – Александр Довженко, предки его были чумаки, занимавшиеся торгово-перевозным промыслом; а мама и отец были неграмотны.

Детство его: плач и похороны: из четырнадцати детей выжил только Александр и его сестра.

Не отсюда ли высота миссии, вложенная в жизнь Довженко?

Он учится в учительском институте, свержение самодержавия встречает радостно, именно в нём полагая корень множества бед.

Он служит в армейских рядах, участвует, в частности, в штурме киевского «Арсенала», что изобразит много позже в фильме «Арсенал», прозвучавшем фейерверком образов такой яркости, будто они насыщены цветом: и естественным: жизни, и метафизическим – мысли.

…Одесской кинофабрике он предлагает сценарий детского фильма «Вася-реформатор»: начинается путь Довженко в кино.

Картина считается утерянной: однако известно, что в один день Вася успел спасти из воды человека, покататься на машине, разоблачить священника и поймать вора: достаточно для того, чтобы попасть в кино.

Потом крутая лестница творчества приводит Довженко к расцвету: «Земля», «Арсенал», «Щорс»; его фильмы критикуют; язык кажется новаторским, — и чрезвычайно поэтическим.

Необыкновенно распускается жизнь в лентах, снятых Довженко.

Мир сияет красками, будучи чёрно-белым.

И мир исследуется возможностями кино: методами, которые недоступны другим видам искусства.

Довженко много работает в документальном кино, стараясь и в него внести струи художественности: и ведёт, и ведёт свои монументальные дневники.

И снова и снова вспоминаются первые кадры «Земли»: спокойная смерть, словно неомрачённая ничем: будто и впрямь – нет её, просто фазовый переход в грядущее существование…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here