«Пришедший сам» – так молодой Владимир Маяковский назвал своё первое публичное выступление, так обозначился приход нового гения в русскую поэзию.

Когда-то Андрей Платонов высказался о классике-новаторе так: «В трагической трудности работы, в подвиге поэта, заключается, вероятно, причина ранней смерти Маяковского. Подвиг его был не в том, чтобы писать хорошие стихи, – это для таланта поэта было естественным делом; подвиг его состоял в том, чтобы преодолеть косность людей и заставить их понимать себя – заставить не в смысле насилия, а в смысле обучения новому отношению к миру, новому ощущению прекрасного…»

Итак, мы, эксперты, члены и гости дискуссионного клуба «ЧеловекЪ»  при Волгоградском региональном отделении Общероссийской общественной организации  «Союз писателей России», 8 ноября были озабочены единственной задачей – расширением и углублением своего понимания Маяковского. Эта задача содержала в себе одновременно и доверчивость к поэту, и практическую сторону дела. Маяковскому, вероятно, более всего понравилась бы именно практическая сторона дела, потому что в ней, как он полагал, и заключается наивысшая поэтическая сила. И он всегда говорил во весь голос. Говорил о любви. О жизни. О смерти. О революции. О своей стране. Именно поэтому тема нашей очередной дискуссии звучала так: «Маяковский. Во весь голос».

А открыли заседание клуба воспитанник детского сада №18 Костя Василенко и воспитанница детского сада №21 Софья Ткаченко. И ведь как хорошо открыли! Трехлетний мальчик прочёл стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?», а пятилетняя девочка – «Что ни страница, – то слон, то львица». Значит, ребят тронула поэзия Маяковского. Значит, выбрал поэт особые слова. Потому как поэзия для него – это, безусловно, выбор.

Согласился с этим и председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Александр Николаевич Цуканов. Он поприветствовал экспертов, членов и гостей клуба, рассказал, как в студенческие литинститутские годы любил зачитываться Маяковским.

Любовь! Маяковский нуждался в ней больше, чем кто-либо другой. По образному выражению Ильи Эренбурга, поэт Маяковский был человеком без кожи, то есть очень ранимым и тонко чувствующим. Да, он любил так, что запекалась душа. Об этом собственно и кричал в «Облаке в штанах». Услышать же эту поэму-крик ещё раз нам всем в этот день помог ведущий актёр Волгоградского молодежного театра Максим Перов.

Начали же мы нашу дискуссию с уяснения того, кем всё-таки для Маяковского была Лиля Брик: Беатриче, милым, нежным вождём, которой он посвятил поэму «Облако в штанах» и многие другие свои шедевры; инфернальницей Настасьей Филипповной, вывернувшей наизнанку душу поэта; или, быть может, самым изощрённым агентом ОГПУ? Нет, это вовсе не сплетничание – «покойник этого ужасно не любил», – а важный для понимания Маяковского вопрос. И он был адресован доктору философских наук, профессору ВолгГТУ, члену Союза писателей России, поэту Юлии Васильевне Артюхович. Выступление эксперта вызвало оживлённую дискуссию. Не остался в стороне и волжский поэт Павел Великжанин. Дискуссия благодаря ему обрела романтическое содержание. Усилил же впечатление Максим Перов, великолепно прочитавший ещё один шедевр Маяковского – стихотворение «Дешёвая распродажа».

Да, Перов задал тон для выступления нашего эксперта – кандидата политических наук, Почётного члена Волгоградской областной организации «Союз журналистов России» А.И. Ткаченко. По мнению Александра Ивановича, достаточно заглянуть в начало первого вступления к поэме «Во весь голос», писавшейся Маяковским в конце жизни – «Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем г…, наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне», – чтобы понять, как поэт относился к окружавшей его современной жизни. Да, после такого вступления бодрый тон поэмы, эти призывы к потомкам построить светлое будущее представляются сомнительными. Что это? Разочарование  первого поэта революции в самой Революции? Критический взгляд на советскую действительность? Наш эксперт постарался дать исчерпывающий ответ.

Интереснейший взгляд на Маяковского изложили и другие эксперты – кандидат философских наук, доцент кафедры математического моделирования и информатики ВолГАУ Геннадий Альбертович Атаманов и секретарь Правления ВРО ООО «Союз писателей России», кандидат медицинских наук Анатолий Иванович Егин.

От гостей клуба сыпались многочисленные вопросы к экспертам. И, конечно, люди читали стихи Маяковского. Читали во весь голос. И снова говорили о поэте, с которым современники сделали то, чего он больше всего боялся – «навели хрестоматийный глянец». Но такие дискуссии, как та, что проходила в библиотеке имени М. Горького 8 ноября, позволяют за глянец-то и заглянуть. Задуматься: каким был первый поэт революции? что двигало им? как он любил? страдал? и как, наконец, смирял себя, «становясь на горло собственной песне»?

Эта дискуссия не состоялась бы без всесторонней поддержки директора ВОУНБ имени М. Горького Н.В. Шашко, заведующей отделом краеведения библиотеки и моей соведущей Ольги Назаровой, художественного руководителя Волгоградского молодёжного театра Владимира Бондаренко и его замечательного актёра Максима Перова.

 

Александр Лепещенко,

член Союза писателей России

руководитель дискуссионного клуба «ЧеловекЪ»

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Обожаю стихи Маяковского, их жесткий, грубоватый ритм, дерзкие образы, хлесткие авторские неологизмы

  2. Никогда особо не знала поэзию Маяковского (школьная программа), мало учила его стихов, но почему-то в памяти и теперь, после 45 лет пребывания вне школы, всплывают в памяти цитаты из его строк. Хочется что-то выразить емкое и важное, и вновь вспоминается Маяковский. « И я, как весну человечества, рождённую в трудах и бою, пою мое Отечество, Республику мою»… «И жизнь хороша, и жить хорошо»… «Читайте, завидуйте:я гражданин Советского Союза»… молодым, возможно, сейчас эти слова ничего не говорят. А нам, совкам, как иные называют старшее поколение, говорят о многом и звучат ностальгически. И в этом тоже сила поэта-трибуна. Надо перечитать Маяковского, спасибо статье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here