«Пришедший сам» — так молодой Владимир Маяковский назвал своё первое публичное выступление, так обозначился приход нового гения в русскую поэзию.
Когда-то Андрей Платонов высказался о классике-новаторе так: «В трагической трудности работы, в подвиге поэта, заключается, вероятно, причина ранней смерти Маяковского. Подвиг его был не в том, чтобы писать хорошие стихи, — это для таланта поэта было естественным делом; подвиг его состоял в том, чтобы преодолеть косность людей и заставить их понимать себя — заставить не в смысле насилия, а в смысле обучения новому отношению к миру, новому ощущению прекрасного…»
Итак, мы, эксперты, члены и гости дискуссионного клуба «ЧеловекЪ» при Волгоградском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Союз писателей России», 8 ноября были озабочены единственной задачей — расширением и углублением своего понимания Маяковского. Эта задача содержала в себе одновременно и доверчивость к поэту, и практическую сторону дела. Маяковскому, вероятно, более всего понравилась бы именно практическая сторона дела, потому что в ней, как он полагал, и заключается наивысшая поэтическая сила. И он всегда говорил во весь голос. Говорил о любви. О жизни. О смерти. О революции. О своей стране. Именно поэтому тема нашей очередной дискуссии звучала так: «Маяковский. Во весь голос».
А открыли заседание клуба воспитанник детского сада №18 Костя Василенко и воспитанница детского сада №21 Софья Ткаченко. И ведь как хорошо открыли! Трехлетний мальчик прочёл стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?», а пятилетняя девочка — «Что ни страница, — то слон, то львица». Значит, ребят тронула поэзия Маяковского. Значит, выбрал поэт особые слова. Потому как поэзия для него — это, безусловно, выбор.
Согласился с этим и председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Александр Николаевич Цуканов. Он поприветствовал экспертов, членов и гостей клуба, рассказал, как в студенческие литинститутские годы любил зачитываться Маяковским.
Любовь! Маяковский нуждался в ней больше, чем кто-либо другой. По образному выражению Ильи Эренбурга, поэт Маяковский был человеком без кожи, то есть очень ранимым и тонко чувствующим. Да, он любил так, что запекалась душа. Об этом собственно и кричал в «Облаке в штанах». Услышать же эту поэму-крик ещё раз нам всем в этот день помог ведущий актёр Волгоградского молодежного театра Максим Перов.
Начали же мы нашу дискуссию с уяснения того, кем всё-таки для Маяковского была Лиля Брик: Беатриче, милым, нежным вождём, которой он посвятил поэму «Облако в штанах» и многие другие свои шедевры; инфернальницей Настасьей Филипповной, вывернувшей наизнанку душу поэта; или, быть может, самым изощрённым агентом ОГПУ? Нет, это вовсе не сплетничание — «покойник этого ужасно не любил», — а важный для понимания Маяковского вопрос. И он был адресован доктору философских наук, профессору ВолгГТУ, члену Союза писателей России, поэту Юлии Васильевне Артюхович. Выступление эксперта вызвало оживлённую дискуссию. Не остался в стороне и волжский поэт Павел Великжанин. Дискуссия благодаря ему обрела романтическое содержание. Усилил же впечатление Максим Перов, великолепно прочитавший ещё один шедевр Маяковского — стихотворение «Дешёвая распродажа».
Да, Перов задал тон для выступления нашего эксперта — кандидата политических наук, Почётного члена Волгоградской областной организации «Союз журналистов России» А.И. Ткаченко. По мнению Александра Ивановича, достаточно заглянуть в начало первого вступления к поэме «Во весь голос», писавшейся Маяковским в конце жизни — «Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем г…, наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне», — чтобы понять, как поэт относился к окружавшей его современной жизни. Да, после такого вступления бодрый тон поэмы, эти призывы к потомкам построить светлое будущее представляются сомнительными. Что это? Разочарование первого поэта революции в самой Революции? Критический взгляд на советскую действительность? Наш эксперт постарался дать исчерпывающий ответ.
Интереснейший взгляд на Маяковского изложили и другие эксперты — кандидат философских наук, доцент кафедры математического моделирования и информатики ВолГАУ Геннадий Альбертович Атаманов и секретарь Правления ВРО ООО «Союз писателей России», кандидат медицинских наук Анатолий Иванович Егин.
От гостей клуба сыпались многочисленные вопросы к экспертам. И, конечно, люди читали стихи Маяковского. Читали во весь голос. И снова говорили о поэте, с которым современники сделали то, чего он больше всего боялся — «навели хрестоматийный глянец». Но такие дискуссии, как та, что проходила в библиотеке имени М. Горького 8 ноября, позволяют за глянец-то и заглянуть. Задуматься: каким был первый поэт революции? что двигало им? как он любил? страдал? и как, наконец, смирял себя, «становясь на горло собственной песне»?
Эта дискуссия не состоялась бы без всесторонней поддержки директора ВОУНБ имени М. Горького Н.В. Шашко, заведующей отделом краеведения библиотеки и моей соведущей Ольги Назаровой, художественного руководителя Волгоградского молодёжного театра Владимира Бондаренко и его замечательного актёра Максима Перова.
Александр Лепещенко,
член Союза писателей России
руководитель дискуссионного клуба «ЧеловекЪ»
Обожаю стихи Маяковского, их жесткий, грубоватый ритм, дерзкие образы, хлесткие авторские неологизмы
Никогда особо не знала поэзию Маяковского (школьная программа), мало учила его стихов, но почему-то в памяти и теперь, после 45 лет пребывания вне школы, всплывают в памяти цитаты из его строк. Хочется что-то выразить емкое и важное, и вновь вспоминается Маяковский. « И я, как весну человечества, рождённую в трудах и бою, пою мое Отечество, Республику мою»… «И жизнь хороша, и жить хорошо»… «Читайте, завидуйте:я гражданин Советского Союза»… молодым, возможно, сейчас эти слова ничего не говорят. А нам, совкам, как иные называют старшее поколение, говорят о многом и звучат ностальгически. И в этом тоже сила поэта-трибуна. Надо перечитать Маяковского, спасибо статье.