Разговор инвалида Жачева, точно вывалившегося из картины Брейгеля в реальность двадцатого века с Пашкиным отдаёт крутым абсурдом…Так люди не говорят. Больше того – так, как показано у Платонова, они не чувствуют…

1

Из реальности – но ничего общего с нею не имеющая проза; будто былая – до 1917 года — реальность прогорела, а над остывающими углями вершится дело грядущего социализма, воспринимаемого солнцем…

Неправильность круто заваренных фраз точно свидетельствует о новом весе говоримого: земляного, низового, адского…

Ну какой котлован они выкопают?

Какое счастье обретут в Чевенгуре?

Не жили никогда… все эти Двановы, Пиюси, Вощёвы.

Не было таких разговоров: так говорить – язык вывернешь…

Да и тема социализма, который Платонов был предан истово, воспринимается сейчас в его исполнение абсурдом: похлеще кафкианского.

Не вкладывал?

Вложило время?

Но невероятность языка, через который проходит немыслимый какой-то, особо русский космос, полыхает сквозь быстро наслаивающиеся временные периоды…

…медведь-молотобоец, выдравшийся из сказок, и нечто сказовое в себе несущий; жутковато-абсурдно-тяжелостопный персонаж, чей вес словно увеличивает невозможность достижения цели.

…нечто общее с языком Хлебникова: чья невероятность тоже вполне из области несуществующего… не существовавшего, проявившегося внезапно…

…нечто похожее творил Филонов: разбирая предложенную действительность на волокна, словно изучая атомарное строение оной: посредством цвета, структурирования, фантастических ассоциативных нитей…

Но язык Платонова продирается, прожигается сквозь время: просвечивает сквозь толщи технологий чем-то земным и космическим, связанным неумолимыми дугами…

2

Есть поздние фотографии Андрея Платонова, на которых он выглядит узником ГУЛАГа, которым, как известно,  не был.

Лицо иссохшее, и будто перекрученное… даже колючей проволокой; лицо страдальца, но и мыслителя; лицо человека, познавшего бездны.

Лицо, свидетельствующее и показывающее, как высокое дерзновение, ведущее к созданию нового языка, может влиять на внешность писателя.

Она тяжела.

Вместе: за нею мерцает своеобразное просветление.

Он действительно создал свой язык – Андрей Платонов: один из самых оригинальных и необычных.

Язык революции… и рабочего, поднимаемого с придонных пластов, класса.

Он вложил в этот язык необычную корневую и солевую силу, и он преобразовал и преобразил им литературу, подняв её на новую высоту.

Он вкладывал в язык бездну всеобщности, гудящую вокруг; бездну, отразившуюся в его лице: в том числе шлифовавшую его страданием в той же мере тяжёлым, сколь и необходимым.

Новая проза, новая мысль.

Новое напряжение, ведущее к свершениям.

Многое можно понять, вглядываясь в фотографии Платонова.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Картина Павла Филонова «Победитель города»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here