Памяти Сергея Мнацаканяна

«Русский палимпсест» пишется кровью: слишком изобильна история, слишком щедры её дебри; но и – тишиной мудрости и спокойными мелодиями осознания реальности… Как, например, у Сергея Мнацаканяна…

Сергей Мнацаканян совмещал множество высоких поэтических качеств, делавших его поэзию интересной, богатой оттенками, и, точно перехваченной теми волокнами тонкости, которые свидетельствовали о глубине и нежности дара:

Как меняется жизнь!..

Как порывы ее незаметны,

как уступки малы, а обмолвки — острей и острей,

и над судьбами вьются,

витая, как в съемке

замедленной, эта вечная вьюга и свет городских фонарей…

Медитативная, углублённая, грустная музыка медленно разворачивает ленты лет: и, всё меняясь чрезвычайно быстро, остаётся до ужаса неизменным: в том числе смерть, гораздая приходить, когда не ждёшь…

Сергей Мнацаканян прожил достаточно долгую – для поэта – жизнь…

Он был блестящим редактором, умным, тонким обозревателем «Литературной газеты», остроумцем, чьи иронические стихи блистали острыми гранями.

Но главное – он был самобытным, ярким, сильным поэтом.

Соловьиная кручина

и звериная тоска —

бьет природа, как пружина,

гарью веет у виска…

И сияет — вне закона —

этот сумрак, эта ночь,

свет последнего вагона —

не догнать и не помочь.

Стих мускульно-упруг, и не уступает – скорее метафизической пружине, — что упоминается в нём; и стих мерцает теми огнями, которые словно примиряют с безнадёжностью жизни: мол, что ж с того, что не догнать, ведь вагон-то существует.

В поэзии Мнацаканяна нет безнадёжности, хотя краски, используемые им, богаты: есть и чёрный цвет: но это скорее блеск мокрого от дождя асфальта в свете городских фонарей…

…они красивы сами по себе – шаровые узлы перспективы…

Была великолепная лапидарность – и стилистическая, и мысли – в поэзии поэта:

Человеческий муравейник!

Мир смыкается, как трава:

цепкой Азией — как репейник! —

завоеванная Москва.

Что нам адские перегрузки

в мире евро и первача?

Мы еще говорим по-русски,

два старинные москвича…

Многое в малом: капля воды отражает вселенную: и, остающиеся верными родной речи, слышат и речь поэта: высокую, точную, судящую мир предельной мерой.

Мир избыточен: и этот избыток шумно и плавно: по-разному наполнял произведения Сергея Мнацаканяна: жизнелюбие лучилось, отливая различными красками, оно, казалось, и было определяющим вектором…

Вектор, уводящий в запредельность, мало изучен: или – не изучен вовсе.

Но для поэта, щедро раскрывшегося и воплотившегося в слове, должны открыться новые варианты творчества — там, в беспредельности.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here