Перечитаем замечательного Алексея Решетова: погрузимся в мир словесных сияний, остро отточенных созвучий, и прекрасного небесного поля России, которое начинается тут, на земле…
Отец мой стал полярною землёй,
Одной из многих, золотой крупинкой.
А я хотел бы, в мир уйдя иной,
Вернуться к вам зелёною осинкой.
Пусть в гости к ней приходят грибники
И целый день звенит в листве пичуга.
А эти вот надёжные суки —
Для тех, кто предал правду или друга.
Поэтический раздел нового номера «Отчего края» открывается стихами А. Решетова, восьмидесяти пятилетие которого отмечается в этом году.
У поэта была необыкновенная цепкость и острота поэтического глазомера – казалось: он видел сквозь пространство, и очень русская его песня словно исполнялась самими облаками и берёзами…
Его психологические стихи моделировались порой на грани – почти абсурда, предельной остроты:
Убитым хочется дышать.
Я был убит однажды горем
И не забыл, как спазмы в горле
Дыханью начали мешать.
Убитым хочется дышать.
Лежат бойцы в земле глубоко,
И тяжело им ощущать
Утрату выдоха и вдоха.
Всегда органичный, словно впитавший в себя лучшие зовы и звуки родной земли А. Решетов оставил впечатляющее поэтическое наследие, так много сообщающее и ныне – в предельно апоэтические времена — чуткому уху и сердцу…
…высоко звучит глас города: и в первой строке цикла идёт вольготная звуковая сила: протяжная, питательная, как духовное млеко: Я слышал: этот город говорил…
Мешая белый стих с рифмованным, Владимир Александров добивается особого эффекта полифоничности, объёмности:
— Какие тёмные аллеи! —
шепчу, уставившись в окно. —
Я, Боже, не его жалею,
себя жалею всё равно.
Что проку мне на то, что свыше
пенять, не смею, не виню,
но это мне его не слышать,
я, я ему не позвоню.
Сложен психологический рисунок текста, причудливо плетутся пейзаж и метафизика, и суммарные их узоры складываются в значительное повествование: соприкоснувшись с которым, хочется вернуться – внимательнее вчитаться (вглядеться) в детали.
Подборка Татьяны Батуриной открывается четверостишием: распускающимся розой, каждый лепесток которой качественно огранён смыслом, звуком, чувствованием:
…Да чтобы любили,
Да плакали рядом и дале,
Чтоб слёзки не стыли,
Не мёрзли в любви и печали…
Разнообразны темы Батуриной: и стихи, всегда стянутые золотыми нитями индивидуальности, не играют – но поют: предельно всерьёз, ибо жизнь, увы, одна, и исполнить её партию надлежит с ответственностью:
С державой издревле высокого слога
Мы верим, и молим, и просим у Бога
Надежды на Русском пути.
Мы знаем навек: это наша дорога,
И нам её надо пройти.
Михаил Муллин раскрывает чудо надежды и отношение к Родине сразу: с первых строчек стиха, начинающего подборку:
Я долго должен жить — я часть Руси.
Заимствованье мне, поэт, прости
— Я тот же вывод прежде сделал сам
Без доступа ещё к твоим стихам.
А после замечал довольно часто,
Что для неё являюсь важной частью.
Часть Руси…
Сколько поэзии уже в одном этом; но и – муки: ибо известно – русская доля редко бывает сладкой.
Нежными мелодиями звучат стихи поэта, тонко вьётся дороженька: своя, от которой не отступить:
Через трясины всех болот,
В лесах, в глуши степной
Бежит меж тысячью дорог
Дороженька — не стой.
Увидишь прошлого быльё,
И тот, и этот свет,
Но если ступишь на неё,
То остановки нет.
…ибо свернуть со своей чревато духовной потьмой, страшнее которой нет.
Стихотворение Софии Хантимировой варьирует сказовые и сказочные темы, своеобразно и прихотливо вплетая их в современность, вместе – расшифровывая собственное поэтическое «я»:
Взирая на лампады молниевые
Под музыку арф громовых,
В окружении дум мрачных,
Синесерых, холодных,
Я загорелась в миг несчастливый
Кротких упырей сонмы проклясть.
Верно…
Разные поэтические цветы предлагает очередной номер журнала: но все они – красивы своеобразием и лучатся лепестками строк на солнце духа.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик
Справка:
Во втором номере журнала «Отчий край» за 2022 год представлена также и поэтическая подборка Александра Балтина «Мы двадцатого века ворочали глыбы…» Поэтика Александра Львовича всегда прихотлива, но постижима. Вот что писала о ней Н. Борисова (журнал «Зарубежные задворки», Дюссельдорф, № 35, 2017 г.): «Она – комплимент вдумчивому читателю – не обескураживает сложным образным рядом, а даёт ему возможность почистить и прояснить собственное восприятие обыденности. Найти в нём те зёрна экстраординарности, «чудесности», что, к сожалению, так часто ускользают от нас, спешащих, «суетящихся». Даже если прочесть только «Снежное», навек будешь благодарен поэту…»