«ИГРА В ТОТЕМЫ»

Просмотры 30

Лев Данилкин, «Ленин: Пантократор солнечных пылинок», Издательский дом «Молодая гвардия», 2017 год.

Коротка и до последних мгновений нам известна жизнь Ульянова — но метафизику Ленина (и Данилкина) надо описывать заново.

Тот случай, когда менее всего уместны общие фразы, обычно годящиеся для рецензии на биографию: «масштабное исследование», «дотошность», «реконструкция» и подобные. Несмотря на действительно огромный (и малоизвестный) фактологический материал, главное в книге Данилкина – «игра в тотемы», возможность мифа и нетривиального прочтения.

Тот случай, когда авторский опыт журналиста и литературного критика идёт в плюс — а профессиональный подход историка, думается, пошёл бы в минус. В самом деле, после многотомной и многотонной ленинианы делать упор на «источники»?

Журналист ездит по всем, даже неочевидным ленинским местам; журналист играет с современностью, сыплет хлёсткими фразами, проводит аналогии со Стивом Джобсом или бизнес-тренерами; стилистический раздрай, однако, ведёт не к китчу, а к неожиданному (единственно возможному неожиданному — совсем лютый постмодерновый трэш с «десакрализацией» — тоже уже общее место).

Литературный критик (лучший, на мой вкус, критик нулевых) разбирает работы Ленина (а он сам называл себя в анкетах «литератором») умно и без пиетета и недоброжелательства; так Лотман разбирал бы Библию как текст. А лучший критик он, как мне кажется, потому что видит книги под каким-то своим углом, без влияний других критиков. Жаль, сейчас Данилкин это дело забросил совсем.

Видишь, к примеру, штук шесть рецензий и аннотаций на «Землю» Елизарова, а в них неизбежное «масштабное осмысление русского Танатоса». Мало того что звучит кокетливо-невнятно — так ещё и кочует из отзыва в отзыв. Данилкин бы написал (и увидел) эту историю совершенно с иной стороны. Уверен.

Пусть ёрничают профисторики с тиражами в полторы книги, но именно мозаичное письмо Данилкина — единственно верный способ сказать что-то новое о, казалось бы, общеизвестном.

Визионер, метафизик русского пространства (не мистик!), автор лучших книг о лидерстве и мотивации, велосипедист и магистр наскальной символической живописи в духе религиозного анимализма (когда изображения воплощаются) — это всё Ленин.

Даже если вы плохо относитесь к Ильичу и коммунизму в частности или к околополитике вообще, всё равно прочтите эту книгу. Слоёв много, хватит на всех.

И последнее. Размышляю вот над чем: что общего у Ленина, Проханова и академика (и трэш-историка) Фоменко — героев Данилкина? Кое-какие мысли есть — разрозненные и странные. А как думаете вы?

Иван Родионов,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…