Самое время обратиться к наследию Карла Кантора… Спираль истории закручена туго, и, имея в виду постепенный подъём, рост всего человечества, может быть изображена в форме структуры ДНК: превосходя её значением, хотя не исключая вариантов глобальной наследственности.
Империи наследуют друг другу; а пророки, возникающие в определённые временные периоды, дают темы и сферы, которые осваиваются веками.
Христос, чьё слово было не столько понято, сколько использовано…
На совершенно другом уровне – Маркс, чьи слова также подверглись весьма специфической трансформации: действием, кривым воплощением…
Карл Кантор глобально осмысливал историю в монументальном труде «Двойная спираль истории»; он стремился к невозможному: поставить на учёт историческое становление человечества, со всеми напластованиями трудов, бед, войн, искусств; со всем лучшим, что возможно отнести к гордости за род людской, и с провалами в черноту…
Жизнь Кантора была блестящей, как высверк стального клинка: это жизнь постоянного интеллектуального возрастания, напряжения, совершенствования.
Участник Великой Отечественной войны, он окончил философский факультет МГУ, преподавал философию, был инициатором создания журнала «Декоративное искусство СССР»…
Сфера интересов К. Кантора была широка: он точно стремился к наиболее полному осмыслению жизни: жизни, данной через искусство и мысль.
Искусство мыслить – главное из искусств; а отказ от споров о вкусе приводит к торжеству безвкусицы.
Кантор писал о социологических проблемах, и художественном образе быта в станково-прикладном искусстве; о соотношение искусства и религии; об опыте культурно-исторической генетики и различных формах дизайна: он был одним из основоположников технической эстетики и теории дизайна в СССР…
Все работы его были выполнены в своеобразной, пульсирующе-яркой стилистике, и, подобно тому, как стихи талантливого поэта, или проза выдающегося прозаика узнаются без подписи, так и под трудами Кантора она не слишком необходимо: его речь слишком своеобычна, чтобы затеряться в общей массе всего сочиняемого и издаваемого.
Но, казалось, все многочисленные труды философа и искусствоведа были только подходами ко глобальной «Двойной спирали…».
Двойная спираль, как название, отображает представление автора о сущности исторического процесса, который есть переплетение: знания и веры, античности и христианства, социокультурной эволюции и бытовых изменений; именно подобное переплетение, устроенное сложно, как огромный механизм, и обеспечивает движение – вверх.
Согласитесь: компьютерные игры, даже учитывая агрессию, как составляющую, труднее, чем прятки, или лапта…
Да и дыба более официально не применяется при допросах…
Линеарное движение истории едва ли возможно; хотя труд К. Кантора синтезирует линеарные историософские концепции девятнадцатого века, и также плюралистические концепции века двадцатого.
В сущности, труд Кантора есть попытка создать философский камень истории: не зря же алхимия была одним из значительных этапов развития мысли и духа.
Едва ли когда-то появится труд, объясняющий историческое движение человечества с тою мерой исчерпанности, когда другие труды уже не потребуются; но «Двойная спираль…» Карла Кантора – один из тех трактатов, что ложатся блестящими слитками духовного золото в общечеловеческое строение глобального храма.
Не зримого, разумеется, но оттого не менее важного.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик