ФЁДОР БЫЛ БЫ ДОВОЛЕН…

Просмотры 48

Парадоксы закручиваются в бараний рог, и, ощущение истечения из них слёзности, может действовать на нервы, вызывая широкие веера ассоциаций… Или – сопоставление с восточными коврами, но если речь подтягивается к образу Достоевского, Восток отступает… Хотя он (Восток сознания, рождённый золотой Византией) — своеобразно наступает, ежели эта самая пресловутая речь, рождающая слово художественности, отрицаемое современностью, связана с Владимиром Набоковым, так туго соплетавшим словесные орнаменты, что любой персидский ковёр, в чьём узоре зашифровывается жизнь, позавидовал бы…

Как известно Набоков, будучи щёголем, аристократом и волшебником литературы, владея словом, как заклинатель, Достоевского… мало сказать не любил…

Он – раздражал его: как красота слова, ввергнутая в нищету, а барчук Набоков, выросший в феноменального барина (в том числе слова), ценил именно словесную, жемчужную игру – с тысячей оттенков, с тонким вариантом радуги: пусть распускается над бездной: мы приручим её, дарящую столько детских, феноменальных цветов.

В Набокове есть нечто бесконечно-детское, то, о чём его любимый поэт-классик Тютчев писал: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса…» Это – в отношение к параллельно порхающими нашему миру бабочкам, в веерном восприятие света и цвета, в психологических лабиринтах, которые он строил (роман – не лучшее в мере-мире Набокова: он (как Горький, которого, понятно, терпеть не мог) мастер феноменальной, виртуозно-ювелирной краткости: достаточно перечитать «Королька», чтобы убедиться в этом.

Или – «Истребление тиранов»…

Тирания никогда не была феноменом Достоевского: больше того он тему эту затронул только раз (если затронул): в легенде о Великом Инквизиторе…

Феномен тирании оскорблял вкус Набокова: развитый до тончайших вибрационных жил…

И…

Тем не менее…

В. В. Набоков, формально не терпя Достоевского, расписываясь в неприязни к нему, щедро черпал – из морей психологии, разлитых предшествующим классиком, из образов: сколь бы пошлы они (по Набокову) не были: в частности, Сонечка Мармеладова…

…нежнейшее, сострадательнейшее человеческое существо.

Как ни странно – аристократ, эстет, бабочколюб Набоков очень сострадателен: достаточно опять же соприкоснуться с «Корольком» — насколько Набоков входит в лабиринтообразные нюансы судьбы Романтовского! – завораживает…

И в этом он, отрицающий Фёдора Достоевского – становится им; становится так, что представляется эстетика и стилистика «Преступления и наказания», исполненная в витой, арабско-испанской манере Набокова…

Он – Достоевский двадцатого века: Набоков, ниспровергнувший Ф. М, он так плотно принял его лабиринты, и так нежно-жемчужно оформил их словесно, что и Фёдор бы был доволен…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БАШЛАЧЁВА

Словно выворачивал слова, созидая свой образ мировосприятия: гудевший яростным роком, одолевавший рок собственной судьбы Александр Башлачёв: И труд нелеп и бестолкова праздность, И с плеч долой всё та же голова,…

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ, ОТРАЗИВШИЙСЯ В БОРИСЕ РЫЖЕМ

Сквозные, онтологические слова, самые простые, рисующие картины такой безнадёжности, и – парадоксально – олимпийского стоического спокойствия: Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря,…

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина  Онтологически совершенный звук «Анчара» недоказуем в своём совершенстве, как привкус счастья, какой ощущаешь, перечитывая «Зимнее утро»… Картина сладкой лени, отъединённости от мирских сует, весёлый…