К 80-летию Веры Алентовой

Народный фильм «Москва слезам не верит» разбирался на цитаты, смотрелся многократно, и фрагменты многие его помнились наизусть поколениями: превращение провинциальной девчонки в преуспевающего директора завода — через массу препятствий, через крушение любовного идеала было необыкновенным. И то, как проводила роль Алентова, показывая алмазный стержень характера, не исключающий умопомрачительной женственности и бархатной нежности представлялось феноменальным.

…Алентова происходит из актёрской семьи; но отца, умершего, когда девочке было три года, не могла толком знать; в роду были священнослужители, одного из которых расстреляли в 1937-м.

В 1961 году Алентова, уже имевшая театральный опыт, отправляется в Москву, поступает на актёрский факультет Школы-студии имени В. И. Немировича-Данченко   при МХАТ СССР имени М. Горького, заканчивает его; становится актрисой Драматического театра имени А. С. Пушкина…

Первая роль в кино – в советской кинодраме о лётчиках-истребителях «Дни лётные»: возможности Алентовой-киноактрисы раскрываются в ней достаточно искромётно: палитра богата, и человеческие качества и переходы из одного состояния в другое ювелирно исполняются актрисой…

Алентова разнообразно играет в театре: её кормилица из «Федры» контрастна Алёнушке из «Аленького цветочка» — драматическая мощь и щедрая нежность в равной степени доступны актрисе, заявляющей о себе всё ярче и ярче.

Вечные – золотой метафизики – дуги классики словно сияют над ней: Алентова играет в пьесах Шиллера, Горького, Островского; и мастерство её, сверкая каждой гранью, словно растворяется в отсутствие оного: высший театральный класс…

«Москва слезам не верит» делает её такой же народной любимицей, насколько таковым становится и сам фильм…

А вот – Валендра из кинофильма «А завтра была война»; верноподданная, жёсткая, кажется, противостоящая всякой женственности и нежности: хотя, если заглянуть поглубже, очевидно, боящаяся – сорваться, стать жертвой.

Алентова строит роль на оттенках, нюансах, едва заметных полутонах, так сильно определяющих характер.

Великолепный бурлеск «Ширли-мырли» — весь в брызгах весёлого шампанского, где несколько ролей, исполняемых Алентовой, стянуты единством сюжета, но всякая – делается по-своему.

…«Зависть богов» — о позднем прозрение страсти, истовом женском постижение любви…

Множественность ролей Алентовой собирается в своеобразный цветник творчества, где горит столько красок, и дано столько цветов, что залюбуешься, внимая образам, осязая духовные ароматы…просто восхищаясь актрисой.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here