Март… Весны исток… Предчувствие и ожидание любви… Кажется, сама природа созвучна с музыкальным спектаклем «Раскрученное желание», закрытый (предпремьерный) показ которого состоялся в первый послезимний вечер в театре имени Талькова.
В основу постановки легли письма возлюбленному известной оперной дивы. Сюжет показался мне таинственно-мифическим. Намёк…Загадка… Многословность и недосказанность, реальность и вымысел… Обобщённость… Это гораздо большее, чем любовь главной героини, Марии Каллас… Жар людских сердец, сомнения, ранящие душу, ветреность счастья, полёт и приземлённость, переменчивость судьбы… Не зря один из персонажей – Богиня, современная греческая Мойра, плетущая нити участи (на сцене ее представила Надежда Полетаева). Жизнь многолика, а любовь противоречива (и наоборот), на такие мысли настраивает зрителя музыкально-поэтический спектакль «Творческой лаборатории Дарии Фёдоровой».
Все «лаборанты» – члены клуба «Парнас», президентом которого является известная волгоградская поэтесса Елизавета Иванникова, лауреат многочисленных литературных премий, заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук. Она же художественный руководитель спектакля-эксперимента, который, по-моему, удался. Я видела реакцию зала, а он не пустовал. Небольшая сцена стала похожа на яркую куртину-проталину по окончании премьеры, ведь каждому актёру преподнесли по букету цветов.
Занавес густо-василькового цвета… Картина-актриса… Стол, накрытый скатертью с бахромой по краям… Шкатулка на столе − хранительница дамских секретов… И письма… Россыпь писем на полу… Пианино, трепетно ждущее, когда его клавиш коснётся рука… Гардероб из нескольких концертных платьев… Патефон… Скамья у окна-экрана с меняющимся видеорядом на нём (осень, зима, море, пламя камина…). Старинный подсвечник… Тающая свеча… Игра со светом… Вот, пожалуй, и все декорации. Но этого хватило для перемещения в иное время, иное пространство, иные чувства.
Музыка и стихи, дышащие в унисон… Таинственный скрипач, дважды появляющийся на сцене… Сначала он неуклюж, как расстроенный инструмент, неумело держит непослушный смычок, который у него стремительно забирает Муза (героиня Алёны Дороховой). Что-то шепчет над ним, кружась, словно колдует… Возвращает смычок хозяину и… О, чудо! Скрипка зазвучала. А в завершении спектакля, когда все артисты вышли на сцену, музыкант виртуозен. Ещё бы, ведь это скрипач Волгоградского академического симфонического оркестра Илья Яцухно, извергавший мелодию вечной любви (Шарля Азнавура)…
А самым первым на сцену выпорхнул Ангел (юный актёр Стас Куплевич). Вам приходилось когда-нибудь видеть Ангелов? Я, сидя во втором ряду, исподволь наблюдала за одним из них ещё перед спектаклем. Весь в белом, с модной прической, с крыльями, готовыми к полёту, он по-мальчишески нетерпеливо выглядывал из-за кулис, ожидая начала действа, вызывая мою невольную улыбку. А потом…
«У каждого ангел и демон
Привычно стоят за спиной.
И полупрозрачным виденьем
Являются в жизни земной…», –
вещал Ангел стихами Алёны Дороховой…
Замечательно то, что все поэтические строки к спектаклю написаны молодыми волгоградскими авторами.
«Воспоминанья в сумеречном доме
Толпятся, как далёкая родня…» –
читает, вернее, проживает свои строфы актриса из Волжского, исполнительница роли Музы, поэтесса, кандидат филологических наук. «Я не одна, ко мне приходит осень»
«И просится влюблённость на постой…» «Так печально шумит листопад. Не сойти с ежедневного круга». «Пусть солнца остывающий елей по окнам жидким золотом стекает».
«И облако растянуто холстиною,
Растрепанной небрежно по краям.
Печаль была у нас с тобой единою,
Теперь же есть у каждого своя».
Несколько прозвучавших стихотворений Алёны необычайно украсили спектакль, обогатили его, став полноценными героями, а не фоном или массовкой. То же самое можно сказать и о поэтических строках других «лаборантов».
«Море было ласково и спокойно.
С оттенками синевы. Многослойно».
«Ты распахиваешь глаза,
А на тебя несётся волна!
В мыслях рождаются образа…» −
будто зовёт за собой на далекий берег своих стихов Надежда Полетаева, поэтесса, лауреат и призер многих конкурсов. В длинном синем платье, с большим платком в цвет ему, она сама похожа на морскую волну.
«Я – море.
Спокойное, но пустое.
Люди бросают в меня счастье и горе,
Но шторма́ всё уносят вскоре».
Но пора обратить внимание на главную героиню. Собираясь в театр, я прошлась по биографии Марии Каллас, чтобы быть в курсе событий. Это одна из выдающихся оперных певиц XX века, чьё имя стало легендой ещё при жизни. Ею восхищались, ей рукоплескали лучшие залы мировых оперных театров. Божественный голос дивы, непростой характер, нелёгкий жизненный путь. Но при всей гениальности Мария была, прежде всего, женщиной, то сильной, то слабой, желающей любить и быть любимой. Её супруг, веронский промышленник, страстный поклонник оперы, был вдвое старше своей избранницы. Джованни Батиста Менегини оказался хорошим импресарио, но не самым удачным мужем. Его отношение к Каллас больше напоминало отеческую заботу, а не любовь мужчины к женщине. Однако пара была по-своему счастлива до тех пор, пока Мария не испытала иное чувство, не похожее на то, что связывало её с мужем.
Мария Каллас познакомилась с греческим танкерным королём Аристотелем Онассис. Слишком много общего оказалось между ними. Их словно прибило к друг другу вихрем жизни. И вскоре шикарная яхта непостоянного в своих привязанностях грека унесла влюблённых к берегам новых отношений. «Я без ума от Ари», − признавалась певица. Увы, и новому счастью не суждено было длиться вечно. Но остались письма…
В прошлом веке эпистолярный жанр был востребован, благодаря чему мы, живущие ныне, авторы спешных сообщений по Viber или WhatsApp, узнаём о тех, кто любил и страдал, доверяя себя всецело бумаге и чернилам. Помните пушкинское: «Я к вам пишу − чего же боле?» Конечно, помните.
И вновь отвлеклась от происходящего на сцене… Видно, потому, что не театральный критик, не опытный искусствовед. Написать полноценную рецензию только им по силам. А моё повествование – всего лишь отзыв неискушённого зрителя.
Роль Марии Каллас в спектакле исполнила наша волгоградская певческая дива Дария Фёдорова, артистка Казачьего театра, лауреат международных конкурсов, пианистка, композитор, поэтесса, режиссер. Она порадовала зрителей мощными монологами (из писем Каллас) и блистательными ариями, а также игрой на фортепиано. Дария владеет красивым, редким по своему объёму и тембровому колориту голосом, диапазоном более двух октав. В этом я успела убедиться раньше, во время её выступлений на различных мероприятиях «Парнаса» и «Союза писателей России».
Клуб творческой интеллигенции и писательскую организацию связывает многолетнее сотрудничество. Больше того скажу: «Творческая лаборатория Дарии Фёдоровой» зарождалась и совершала первые шаги-репетиции на «писательской земле» − в Пушкинском зале Дома литераторов. Бронзовокудрый поэт − свидетель тому, да и моя скромная персона тоже. Будучи ответственным секретарём правления, я много времени проводила на Краснознаменской, 8. Не забыть того, как «заговорщики» что-то «замышляли»: то взвивался великолепный голос Дарии, то «кряхтел» писательский старенький рояль…
Увы, со временем «лаборанты» вынуждены были искать новое пристанище для своего литературного театра. Их радушно принял (на Липецкой, 1) Андрей Кисляков, руководитель Народного духовно-патриотического театра песни Игоря Талькова, мой давний знакомый. Но вернусь к нашим актерам.
Роль молодой, подающей надежды Певицы сыграла Екатерина Арно (Щербина), артистка Волгоградской хоровой капеллы. Ею прекрасно исполнена «Девочка-грёза».
Виталий Любый, поэт, хореограф, представил Танцора и Поклонника, вечно ищущего любви. Думаю, что белый шикарный костюм стройного блондина произвёл яркое впечатление не только на меня. Прекрасно смотрелись в паре Танцор и Муза в нарядах цвета чистейшего снега.
«Я укладываюсь на лопатки
Чтобы заново утро начать
И твои белокурые прядки
Быстрым шорохом обласкать», −
отрывок из стихотворения Виталия, мастера изящных па, к тому же ищущего новые рифмы. Воспоминания Марии тоже мелькнули на сцене отдельными персонажами.
Все актеры, занятые в постановке, необычны. Это удивительный коллектив, взрыв эмоций, салют дарований. Объединились неравнодушные люди, непоседы и выдумщики. Не получая зарплату «в театральной кассе», каждый из них проживает сценическую жизнь после трудового дня на своей основной работе. Творчество по зову души, незатухающий вдохновенный огонь, молодость и любовь − к театру, литературе, к зрителям! По-моему, самое время для аплодисментов! Ах, да… Афиша… Уже заставляющая думать… Её автор − известный художник Владислав Коваль.
Моё повествование получилось несколько сумбурным, поверхностным. Сценарий, конечно, говорит обо всём подробнее и понятнее. С ним меня ознакомил Виталий Любый, с которым удалось поговорить после спектакля. Остальные действующие лица и исполнители были нарасхват… Фотографировались, обнимались, принимали заслуженные поздравления… Поинтересовалась у собеседника, что значит «Раскрученное желание»? Ведь, именно, он придумал такое название. Виталий начал объяснять… А я вдруг подумала: «Зачем?» Пусть останется интрига, дабы каждый рассудил по-своему.
Французский живописец и график Эжен Делакруа когда-то сказал: «Самый большой триумф художника − если он заставляет мыслить и чувствовать тех, кто на это способен».
Людмила Киреева,
член Союза писателей России
Ещё бы раз посмотрела… И послушала арии и стихи. Молодцы лаборанты!