На смерть Армена Джигарханяна
Вселенная ролей Джигарханяна! Судья Кригс, щёлкая зубом, или подкручивая ус выскакивает на вас – глупый и забавный, или булгаковский Мольер, строго и страшно судящий о жизни, видящий её метафизические изнанки; Большой Па из «Кошки на раскалённой крыше» — властный и грубый, мучительно не верящий в смертельную болезнь, уже гнездящуюся в его теле; или блестящий Тристан из «Собаки на сене», принимающий иное обличье, чтобы помочь Теодоро; лютый, горбатый, лысый Карп, взирающий в зрителя каким-то потусторонним взглядом…
Попытка простого перечисления ролей упрётся в тупик: кажется, Джигарханян сыграл целый мир: тут имена отечественной и мировой классики словно приобретают дополнительные лучи – от исполненных Арменом Джигарханяном ролей…
…было в нём неистовое – но и шикарное шутовство, будто идущее от недр космоса Шекспира: рьяно и забавно, неуёмно и яро. Этакий Фальстаф, который никогда не напьётся, не наесться. А ещё было драматическое тяжёлое сгущение, позволяющее делать роли любой степени трагизма (хотя и внутри них могут мерцать юмористические зигзаги, жизнь амбивалентна, одно в ней мешается с другим)…
Перенасыщенная плазма разных жизней мощно выплеснута Джигарханяном в мир – с экрана, с подмостков, из радио. Бесконечная работа – со всегдашним результатом: игра, режиссура, озвучка, мультипликация. Он, казалось, не мог насытиться работой, её мало, мало, и ещё остаётся столько не сыгранного, хотя сыграно всё.
Целая Вселенная ролей Джигарханяна, и, кажется, несмотря на смерть – она будет расширяться и расширяться, вновь радуя и печаля, заставляя смотреть, постигать феномен жизни, расти душой…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик