К 140-летию Пабло Пикассо
Вселенная, обрушившаяся на вселенную… человечества: Пабло Пикассо, внедрявшийся в действительности; Пикассо-неистовый, Пикассо-новатор, Пикассо, разбирающий мир на детали, чтобы воссоздать его по-своему.
Он бесконечен: он реалист и кубист, он мастер моментального, тонко фиксирующего реальность рисунка, и монументалист; он внесён в пресловутую книгу рекордов, как самый плодовитый художник.
Его энергия революционна: если бы не стал художником, мог сделаться б весьма опасным террористом.
Вулкан, извергнутый в явь картинами, рисунками, всем, всем; даже взгляд его – пронзающ: словно всех призывает жить иначе, измениться, не киснуть в болоте потребления, но стремиться к сияющим вершинам…
Ах, какой там разреженный воздух…
Розовый цвет Пикассо – словно присыпан пеплом: это цвет трагедии, вечного странствия, бродяг-артистов.
«Герника» разрушает привычные представления о пространстве, предлагая вариант, слишком отличный от гармонии – такой, какой получается в следствие войны: какой не должно быть, какая всегда разносила мир.
В сущности, мы приходим в мир, являющийся следствием войн и науки, и искусство в нём слишком слабо, увы, чтобы что-то менять.
Пикассо не согласился бы с этим.
Его Дон Кихот мчится и мчится – под сияющим, почти детским солнышком: он мчится бороть неправду и одолевать всякие лихости, раздирать несправедливость, как огнедышащего дракона, и побеждать всякое зло, имеющее, к сожалению, тысячи лиц.
Разнообразие Пикассо чрезмерно: вот портрет Хохловой: классическая манера, будто кроме реализма невозможен никакой способ отображения реальности; вот сынишка в костюме Пьеро: домашний, детский колорит: с цирком на заднем плане…
Все сдвиги и деформации Пикассо, кажется, должны быть близки Феллини, создававшему такой же неистовый карнавал…
Вот Голубка: облетевшая мировое пространство (а ведь рисовалось, наверняка, минуту-другую…)
Есть феномен русского Пикассо: он входил в знаменитые музеи и в души бессчётного числа зрителей, как явление, продолжающее революционные сдвиги в стране, некогда сплошь крестьянской, вступающей в промышленные пределы трудно, тяжело…
Цирк, праздник, карнавал, трагедия, мука и счастье жизни: какая неистовая, великолепная смесь жизни представлена им!
Хватит на сто веков…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик